Россия и Запад: Хватит раскачивать лодку


Резкие комментарии на Западе по поводу недавнего послания российского президента Федеральному собранию РФ – лишь самый свежий пример характерной для последнего времени враждебной риторики, причиной которой с обеих сторон становятся скорее соображения внутренней политики, чем тонкое понимание интересов друг друга. Некоторые высказывания сильно напоминают заявления времен холодной войны, хотя сегодня между Россией и Западом и в помине нет конфликтов, напоминающих столкновения интересов тех времен.

Так ведут себя разочарованные любовники. Мы прошли долгий путь с тех пор, как наивно мечтали о новом единении России и Запада после распада СССР. Два года назад Путин назвал крушение СССР крупнейшей геополитической катастрофой века. На него обрушился шквал критики из-за рубежа – не призывал ли российский президент к восстановлению прежнего режима? Не зашагал ли по Европе призрак Сталина?

Вопрос весьма непрост. После 1991 г. россияне в один миг лишились империи, политической системы, идеологии, экономики и чувства гордости своей военной мощью. Миллионы людей оказались в такой нищете, что бывшие враги посылали им в виде гуманитарной помощи продовольствие вместе с благими, но частно неуместными советами о том, как построить на руинах старой системы рынок и либеральную демократию. Это стало серьезным испытанием даже для тех россиян, которые были искренне рады крушению коммунизма. После многих лет унижений большинство россиян довольны, что при Путине Россия хотя бы частично вернула себе то уважение, которого, по их мнению, страна более чем заслуживает.

Российские политики снова обрели необходимую уверенность в себе, чтобы высказывать свое видение национальных интересов России независимо от того, совпадает ли оно с мнением Запада. Но эта уверенность до сих пор зыбка, слишком зависима от цен на нефть, от внутренней политической стабильности, основанной на централизации и жесткой дисциплине. Чувство агрессивной уязвимости до сих пор сквозит во всех смелых речах.

Вспомните хотя бы заявления Путина о планах размещения ПРО в Польше и Чехии. Чехи и поляки высказались за размещение не потому, что горят желанием защитить США от мифических иранских ракет, как гласит официальная точка зрения. Этим странам нужны политические гарантии в возможном противостоянии с Россией. Вся шумиха возникла по политическим, а не оборонным соображениям. Госсекретарь Кондолиза Райс назвала обеспокоенность России нонсенсом. В ответ Путин пригрозил выйти из ДОВСЕ. Этот договор в любом случае не ратифицирован странами НАТО. Собственно говоря, от того, выйдет Путин из договора или нет, ничего не изменится. Но несмотря на это, политическая ситуация по-настоящему ухудшается.

Путин озабочен тем, что деньги из-за рубежа могут дестабилизировать внутреннюю политику. Возможно, это тоже симптом неуверенности. Перед глазами Путина пример Украины, где миллионы долларов были вложены в оранжевую революцию, которая, правда, скорее всего, произошла бы в любом случае. Но она только раздула российскую паранойю, как и заявления опального бизнесмена Бориса Березовского о том, что он поддерживает насильственную смену режима. Все это значительно осложняет жизнь тем отважным НКО, которые пытаются способствовать эволюции демократических институтов в России.

Большинству соотечественников Путина не нравятся засилье коррупции, эксцентричные выходки российских богачей, надменность политиков и бюрократов, растущая роль спецслужб, злоупотребления в судах и нехватка законности, словом, то, что обезображивает внутреннюю политику их страны. Они, возможно, отдают себе отчет в том, что путинская версия стабильности обходится слишком дорого. Но им претит выслушивать поучения иностранцев. Нравится нам это или нет, большинство россиян считают, что события в Ираке основательно подорвали наш кредит доверия как демократов и лишили нас права поучать.

Взаимные обвинения не нужны ни России, ни Западу. Обе стороны воспринимают даже обоснованную критику как предумышленное оскорбление. То, что вполне можно говорить друг другу внутри страны, неприемлемо, если исходит извне. Все выиграют, если политики будут вести себя хладнокровнее. Но реальность такова, увы, что, чтобы угодить избирателям, политики скорее будут раскачивать лодку, используя резкие формулировки, чем думать о последствиях своих речей для международных отношений. (FT, 1.05.2007, Антон Осипов)