Страсти по Пауку


Удивительно, но именно герои комиксов – самого, на расхожий взгляд, примитивного из видов массовой культуры – часто оказываются наиболее противоречивыми из положительных голливудских персонажей. Почти все они (не считая прямого как правда Супермена) – Бэтмен, Даркмен, Халк, Хеллбой, Человек-Паук – рефлектируют. Почти все страдают от мучительной раздвоенности. На человека обыденного и необычного, чайника и суперпобедителя, персонажа дневного и, условно говоря, ночного – хотя наш сегодняшний герой сражается со злом и со Злом не только ночами, но и всегда, когда свободен. Едва возвращается Человек-Паук в съемную комнатушку, начинается работа: у него налажен радиоперехват полицейских сообщений, и стоит где-то сотвориться неприятности или несправедливости – он в своем дурацком костюмчике уже на месте.

Однако он тоже в конечном счете оборотень. Как и все основные противники его или Бэтмена. Он такой же мутант, как его неприятели. Он тоже, как и они, разделен на черную и белую половинки. Значит, он тоже отчасти человек тьмы, каковая и служит источником его суперменства. Тоже отчасти зло.

В фильмах про Бэтмена такая тема уже развивалась. В фильмах про Хорошего Паука развивается впервые. В третьей серии наш Человек-Паук, во-первых, возгордится. Да так, что слава снесет ему крышу. А во-вторых, обозлится, потому что выяснит, что убийца его любимого родного дяди все еще на свободе.

В итоге герой меняет свой веселенький красно-синий паучий костюмчик на мрачно-стальной. Начинает носить косую гитлеровскую челку и косить под горгулью на стенах Собора Парижской Богоматери. Пытаться ползать в темноте по потолку, как орк из “Властелина колец”. Начинает качать права в личной и служебной жизни, каковых прежде не качал. (Тут, кстати, зрители герою сочувствуют. Зло злом, но совсем уже добреньким быть нельзя, утверждает фильм. Добро должно быть с кулаками, когда отстаивает не только общие, но и личные интересы.)

На самом-то деле причина агрессивности героя в том, что в него проникла инопланетная зараза, которая и сделала его злым, мстительным и жестоким. Но мораль фильма: черная зараза одолевает только тех, кто готов ей поддаться. Гнев, обида, раздражение, месть, гордыня, зазнайство заставляют даже хорошего человека творить то, за что потом стыдно.

Культурологическая и социальная ценность комиксов и фильмов про Человека-Паука прежде всего в том, что эти комиксы чаянно или нечаянно критикуют твердую уверенность американского общества в том, что альтруистов нет. Дескать, всякий сам за себя и альтруистом может стать только либо блаженный (каковым отчасти и является Человек-Паук), либо человек фантастический, каковым Паук является уже безусловно. Только такой чудак может жертвовать во имя всеобщего блага деньгами, карьерой etc. Но можно утверждать и обратное: что это истинно проамериканский фильм. Причем этакий мальчуково-романтический: выводящий на экран подростковую уверенность в том, что всякий может осуществить американскую мечту. Способен в одиночку спасти мир. Хотя в обычной жизни вроде бы ботаник и типичный, если говорить о внешности, boy-next-door.

Мы теперь, скорее, американцы из прошлого. Еще в начале 90-х, глядя на американские комиксы, мы смеялись над заокеанским неверием в героев-альтруистов. Но теперь сами не верим в них сто крат сильнее.