Опять Wal-Mart


Wal-Mart собирается в Россию давно. В последние пять лет представители компании не раз заявляли, что “изучают Россию”, и были замечены в переговорах о покупке сетей “Лента” и “Карусель”. Оказывается, Wal-Mart не только “изучает”, но и делает: по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), еще в 2001 г. компания зарегистрировала в России свои основные товарные знаки – Wal-Mart и Sam’s Club. А в последние два года Wal-Mart демонстрирует высокую регистрационную активность: в 2005 г. – 26 товарных знаков, в 2006 г. – 10, в 2007 г. – уже два.

В общей сложности за Wal-Mart Stores Inc. в России теперь закреплены права на 42 товарных знака. Девять из них – кириллические версии названия компании: “Уолмарт”, “Валмарт”, “Волмарт” и т. п. Остальное – собственные торговые марки (private labels).

Собственными марками в Wal-Mart дорожат: на них приходится до 50% продаж компании, некоторые из них – настоящие чемпионы, например, Ol’Roy третий год подряд занимает 1-е место на американском рынке кормов для собак, опережая бренд Purina концерна Nestle.

Еще около 28 марок Wal-Mart, по данным юридического бюро “Союзпатент”, находится в стадии регистрации. Прежде чем зарегистрировать некоторые знаки, Wal-Mаrt приходится добиваться досрочного прекращения их правовой охраны: например, 25 мая компании предстоит патентное разбирательство по товарному знаку Basic, сообщается на сайте Роспатента. Интересы Wal-Mart представляет юридическая фирма “Триа Робит”; связаться с ее представителями в пятницу не удалось.

“Зачастую, когда подается заявка на регистрацию товарного знака, предварительная экспертиза выявляет уже зарегистрированные знаки, сходные до степени смешения. Если они не используются в течение определенного срока, можно устранить противопоставление путем досрочного прекращения действия этих регистраций”, – комментирует специалист отдела товарных знаков “Союзпатента” Александр Громов. Например, Wal-Mart удалось добиться досрочного прекращения патентной защиты в России брендов George и Sam, после чего ритейлер зарегистрировал их на себя (копии решений есть у “Ведомостей”).

Старший менеджер по международным корпоративным связям Wal-Mart Кевин Гарднер не смог рассказать, как связана регистрация знаков в России с планами компании относительно российского рынка.

Другие иностранные ритейлеры проявляют меньшую предусмотрительность: британская Tesco только в марте прошлого года зарегистрировала свой основной знак Tesco, а Carrefour, первые местные магазины которой должны открыться уже в этом году, обнаружить в базе Роспатента не удалось вовсе.