Или износ, или врезка

UNIAN

“Газопроводы, проходящие через украинскую территорию, приближаются к предельному износу, поэтому аварии, подобные вчерашней, будут повторяться”, – считает аналитик “Ак Барс Финанса” Александр Блохин.

Взрыв произошел в 15.25 МСК на участке газопровода у села Лука Таращанского района Киевской области. По данным украинского МЧС, причиной стала “разгерметизация трубы и выброс газа под высоким давлением”.

Аварийная труба проходила через сельскохозяйственные угодья, но полевые работы в момент взрыва там не велись. “Можете представить – 30 м трубы вырвало!” – сказал Reuters сотрудник информационного управления МЧС Украины.

Других разрушений и человеческих жертв не было. В пресс-службе компании “Нафтогаз Украины” “Ведомостям” заявили, что “причины аварии – чисто технические” и, скорее всего, связаны с износом построенного 30 лет назад трубопровода.

Источник в украинской газовой отрасли объяснил “Ведомостям”, что в последние годы “Нафтогаз Украины” и его дочерние компании страдают от роста налоговой нагрузки: до оранжевой революции она составляла в среднем около 12% выручки, а сейчас – около $3 млрд в год, или 30% выручки.

“Взрыв мог произойти либо из-за износа, либо из-за несанкционированной врезки”, – уверен менеджер одной из украинских газовых компаний. Поставки газа после взрыва продолжились по двум другим украинским магистральным газопроводам – “Союз” и “Прогресс”, заявил “Ведомостям” чиновник украинского правительства. По его словам, экспортные объемы газа были перенаправлены на альтернативные ветки уже через полчаса после аварии. Поэтому, хотя взрыв и был “самой крупной аварией на украинском магистральном газопроводе за последние 10 лет”, он “подтвердил высокую надежность украинской газотранспортной системы”. От места аварии до западной границы Украины – 800 км, на границе давление газа даже не снижалось, говорит чиновник.

“Газпром” вчера заявил, что полностью обеспечивает поставки газа в Европу. Не заметили перебоев ни в Словакии (подтвердила “Интерфаксу” пресс-секретарь газовой компании SPP Дана Крсакова), ни в Польше (уверил пресс-секретарь польской PGNiG Томаш Филл), ни в Венгрии (сообщили “Ведомостям” в пресс-службе MOL). Источник, близкий к Rosukrenergo, также заявил “Ведомостям”, что авария не отразится на выполнении обязательств перед потребителями в Европе.

Представитель “Укртрансгаза” заявил “Ведомостям”, что, по предварительным данным, восстановление газопровода завершится в течение недели. “Из-за теплой зимы в наших хранилищах осталось около 14 млрд из 27 млрд куб. м газа. Его с лихвой хватит, чтобы обеспечить бесперебойные поставки в Европу”, – объяснил он.

Ущерб для “Газпрома” только репутационный, считает аналитик “Спектр инвеста” Игорь Додонов. Взрыв может быть использован европейскими оппонентами “Газпрома”, чтобы вновь заявить об опасности газовой зависимости от России, думает Валерий Нестеров из “Тройки Диалог”.

Бывший председатель газового подкомитета украинского парламента Александр Гудыма думает, что восстановление поврежденной ветки может быть завершено за 2–3 дня – по опыту устранения имевших в прошлые годы место протечек на участках газопровода, проходивших по более сложным участкам местности, в Карпатах. Гудыма уверен, что авария не может быть основанием для сомнений в надежности украинской газотранспортной системы, поскольку “в России подобные инциденты происходят не реже”.

“На Украине трубы выходят из строя медленнее, чем в России, из-за более благоприятного климата. Но если подтвердится, что взрыв произошел по причине износа, придется вновь обратить внимание на проблему недоинвестирования украинской газотранспортной системы”, – предупреждает Нестеров и выражает мнение, что обеспечить необходимый уровень инвестиций мог бы газотранспортный консорциум с участием “Газпрома”, поскольку “инвестиционные возможности “Газпрома” и “Укртрансгаза” несопоставимы”.

По словам пресс-секретаря украинского Минтопэнерго Константина Бородина, ежегодные инвестиции в газотранспортную инфраструктуру Украины составляют $0,8–1 млрд. “Газпром”, по данным инвестпрограммы, ежегодно тратит на свою транспортную инфраструктуру $5–6 млрд.