Мнимая некомпетентность


Именно этот навык Стивен Кроули, специалист по работе с персоналом, считает одним из ключевых. “Умение мягко увильнуть от определенного вида работы поможет вам избежать поручений, которые вы не хотите выполнять, – говорит Кроули. – Я, например, выработал весьма избирательную память по тем аспектам работы, которые не способствуют моему карьерному росту”.

Сделать вид

Одним из ярких примеров применения подобной стратегии стала организация корпоративного пикника. Поручение Кроули дал его начальник – директор автомобильной компании. Кроули был не в восторге от бессмысленного задания. Поэтому он всеми силами стал демонстрировать собственную некомпетентность в том, что касается организации праздников. На вопросы и предложения он отвечал однообразными фразами типа “как вы сказали?”, “а что мы раньше делали в такой ситуации?”, “простите, с чего мы начали разговор?”.

Для Кроули миссия оказалась невыполнима. В конце концов проведение пикника доверили другому сотруднику. “Просто удивительно, как мало я знаю об организации праздников”, – смеется Кроули.

Ритуалы некомпетентности

Стратегия некомпетентности – удел тех, кто хочет провалить поручение, но при этом преуспеть. Она незаменима, если вы хотите отделаться от определенной работы, никому не раскрывая истинных намерений. Применяя стратегию беспомощности, младший персонал способен добиться многого, а руководители могут наслаждаться своим высоким положением и избегать низкоквалифицированной работы.

В любом случае, решая эту головоломку, необходимо соблюдать определенные ритуалы. Заваленная работой жертва не должна догадаться, что вы лишь изображаете незнание предмета.

Как ни цинично это звучит, но оттачивать стратегию некомпетентности можно с подросткового возраста, тренируясь на повседневных обязанностях (“положи на место тряпку, ты только размазываешь грязь!”; “как ты открываешь посудомоечную машину, откуда у тебя руки растут?!”). В колледже можно успешно паразитировать на отличниках. Наивный взгляд и робкое бормотание помогают заполучить готовый ответ математической задачи или сочинение по литературе. Эта стратегия работает и в браке, однако не так удачно. Важно возвести повседневную работу в ранг стихийного бедствия: “Я могу выстирать твой свитер, но боюсь, что он сядет!” Можно применить и другой тактический ход: “Как это тебе удается так ловко сменить подгузник?”

От простого к сложному

Стратегия некомпетентности – излюбленный прием call-центров. Операторы могут до бесконечности переключать вас с отдела на отдел, пока вам не надоест. А если менеджеры компании нечисты на руку, им не обойтись без этой стратегии во время судебных разбирательств.

Факсы, копировальные машины, компьютеры, голосовая почта и даже кофеварка могут казаться абсолютно неуправляемыми в “опытных” руках. Таким же “невидящим” взором можно смотреть и на более сложную работу. “Наши юристы любят делать вид, что ничего не понимают в офисной технике. А их познания в бухгалтерии ограничиваются умением выставить счет за услуги, – рассказывает Клэр Векслер, бухгалтер юридической компании. – Всем своим видом они словно говорят: у меня так много сложной работы, я не хочу забивать себе голову пустяками”.

Помощь офисному Незнайке может продолжаться годами. Отказать коллеге тоже трудно – начальство решит, что вы не умеете работать в команде. “Нет ничего хуже, чем нелюбимая, но качественно выполненная работа”, – говорит Кэрол Кемплер, менеджер по работе с персоналом. Ей довелось рука об руку работать с таким “некомпетентным” специалистом. В конце каждого месяца коллега жаловался, что не может закрыть счета. Начальник просил Кемплер помочь незадачливому бухгалтеру. “В следующем месяце ситуация повторялась, – говорит Кемплер. – Иногда работа в команде означает, что к выполнению собственных обязанностей вы можете приступить только после того, как поможете всем вокруг”.

Страх и вежливость

Если же отбросить версию элементарной лени или выполнение работы “не по статусу”, то за кажущейся некомпетентностью может скрываться настоящий страх, считает Том Колберт, президент компании. “Люди не хотят оказаться в глупом положении”, – говорит он. Сам Колберт не чурается любой работы, однако для него запутанное меню факса было и остается неразрешимой проблемой. “Это настоящие джунгли. Приходится изображать замешательство или легкий испуг, чтобы свалить эту работу на кого-то”. Обычно этим кем-то становится Мэри Пауэлл. По ее рассказам, когда Колберту нужно отправить факс, он начинает вздыхать и всем видом выражает отчаяние. “Ему не составляет труда разобраться с другой техникой или решить текущие задачи. Но тратить время на освоение факса он решительно не желает”, – говорит она.

Роберт Саттон, профессор менеджмента Стэнфордского университета, полагает, что за стратегией некомпетентности иногда скрывается ненужное позерство, которое “спаситель” может выгодно использовать. “Когда у людей появляется шанс проявить навыки, востребованные в данный момент начальством, их самооценка растет. А мнимая некомпетентность становится поводом выразить элементарное взаимное уважение”, – говорит Саттон. (WSJ, 17.04.2007, Полина Михалева)