НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: От базара к рынку
“Нам нужен рынок, а не базар”, – заявил в 1992 г. избранный премьер-министром Виктор Черномырдин. Типичный пример тогдашнего российского “базара” содержится в книге Андрея Ступина, посвященной сотрудничеству отечественных предприятий с лидерами мирового бизнеса. Директор одного российского завода заключил контракт с иностранной фирмой на изготовление крупного узла. Работы уже велись, когда представители компании-изготовителя случайно узнали, что точно такой же контракт был подписан с их конкурентом. Когда они задали вопрос директору завода, как такое могло произойти, тот ответил, что таково его представление о понятии “конкуренция”. Мол, если две компании начнут работу, то хотя бы одна закончит. На вопрос же, кому в таком случае будет заплачено за выполненную работу, он ответил: “А кто первый закончит, тому и заплачу”.
Ступин, выпускник Санкт-Петербургского технического университета, уже много лет “варится в теме” по долгу службы – как один из руководителей завода Ford во Всеволожске. И по сегодняшний день не перестает “удивляться тому, насколько различаются взгляды и стратегии ведения бизнеса в международных иностранных корпорациях и чисто российских предприятиях”.
Однако в первой части его книги (посвященной “входу” в бизнес) придирчивый читатель встречается с неувязками, как, например, в тесте на “выразительность” рыночного предложения: “Возьмите черновик предложения и еще девять других – от ваших конкурентов – и попросите нескольких случайных людей выбрать одно предложение. Для чистоты эксперимента необходимо, чтобы эти люди не знали названия вашего предприятия и уж тем более не являлись его сотрудниками. Если две трети опрошенных в итоге выберут ваше предложение, значит, у него неплохие шансы. Если три четверти – еще лучше”. Непонятно, откуда у поставщика вдруг окажутся “девять других” предложений и где можно отыскать “случайных людей” – в ресторане, на остановке общественного транспорта или в театре?
Вторая часть книги, где автор щедро делится знаниями о том, как запустить проект с покупателем, полезна и поучительна для всех, кто сотрудничает с международными компаниями. В ней есть примеры расчетов структуры себестоимости предлагаемой услуги или продукта, вопросы ценообразования и другие нюансы. Ступин напоминает читателю, что в России долгое время было принято рассчитывать накладные расходы котловым методом: “Все средства, потраченные за определенный отрезок времени, за исключением прямых расходов на труд, материалы, воду, электроэнергию и проч., складывались вместе, а затем делились на всю отпущенную продукцию пропорционально ее стоимости или какой-либо другой характеристике”. Полученная цифра включалась в отпускную цену каждого изделия. За рубежом же, пишет автор, давно используется другая схема, при которой все накладные расходы рассчитываются пропорционально ресурсам, затраченным на выполнение определенного заказа.
Ахиллесова пята отечественных компаний – сопутствующая запуску проекта документация. Ступин пишет, что зачастую “заполнение документации начинается, только когда производственный процесс уже идет и можно торжественно скрепить подписями и печатями акт о выполнении работ”. Однажды ему довелось быть свидетелем того, как целая партия свежеизготовленного товара была забракована только потому, что при ее производстве не велась надлежащая документация, без которой дальнейшее использование товара было невозможно.
С другой национальной особенностью сотрудничества с зарубежными компаниями в той или иной степени знаком каждый читатель. По версии автора, она звучит как “пить или не пить”. Автор излагает собственную версию того, кто из иностранцев относится благосклонно к водке, кто предпочитает вино, а кто пиво.
Кому придется по вкусу книга Ступина, покажет время, замечу лишь, что автор излагает не теорию, а практику бизнеса.