Shell заправится ЮКОСом


ЮКОС создавал сеть заправок по крупицам. В 2000 г. вместе с другими крупнейшими компаниями он бросился скупать АЗС в Москве, начав с сетей в дюжину, а потом два десятка заправок. Старые станции он превращал в современные комплексы, чтобы открывать на АЗС магазины, временно стал совладельцем сети “Копейка”. К 2003 г. гигант получил 50 АЗС в столице, застолбив 2-е место на локальном рынке. Но драка шла и в провинции: компания отвоевывала АЗС в Самаре, Новосибирске, других регионах.

Теперь эти станции могут встать под знамена англо-голландского концерна Shell. О том, что российское ЗАО “Шелл Нефть” (принадлежит трем лондонским структурам нефтяного концерна) подписало договор задатка на покупку сети автозаправок ЮКОСа, выставляемых на торги в четверг, “Ведомостям” рассказали два источника, близких к аппарату конкурсного управляющего. Стартовая цена 12-го лота, на который претендует англо-голландская компания, – 7,7 млрд руб. “Мы всегда говорили, что рынок АЗС в России является для Shell стратегическим”, – был краток представитель Shell в России Максим Шуб. В то же время добиться сколько-нибудь заметных успехов здесь компании не удалось: с 1997 г., когда компания впервые появилась на российском розничном рынке, она обзавелась 21 заправкой в Петербурге и семью – в Москве.

Shell предстоит выдержать серьезную конкуренцию. Договор задатка на приобретение 12-го лота подписали семь компаний, сообщили собеседники “Ведомостей”, близкие к ЮКОСу. Среди них структуры ТНК-BP (ООО “ТНК-Югра”) и “Роснефти” (“Нефть Актив”). Представитель “Роснефти“ от комментариев отказался, а по словам представителя ТНК-ВР, его компания твердо настроена бороться за АЗС ЮКОСа.

Удача на аукционе внезапно превратила бы Shell в одного из лидеров российского розничного рынка. По числу собственных станций компания серьезно отставала бы только от “Лукойла” (более 1600 станций в России) и “Роснефти” (более 650 собственных АЗС, не считая недавно приобретенные 236 АЗС ЮКОСа в Восточной Сибири). А к ТНК с ее примерно 600 собственных АЗС и еще 50 комплексами под брендом BP Shell подобралась бы вплотную, подчеркивает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Интересно, что на глобальном рынке Shell с 45 000 АЗС значительно опережает BP с ее 24 600 заправками.

Участие в аукционе несет в себе риски: руководство Shell должно понимать, что из-за участия в распродаже ЮКОСа может столкнуться с судебным преследованием со стороны миноритарных акционеров ЮКОСа, полагает юрист Ost Legal Владимир Липавский. “Дело ЮКОСа и его банкротство – звенья одной цепи, распродажу активов мы [бывшие менеджеры ЮКОСа] считаем экспроприацией, а банкротство – фальсификацией”, – предупреждает представитель Yukos International UK Клэр Дэвидсон. В то же время другие крупные иностранные компании Eni и BP участвовали в торгах по активам ЮКОСа, напоминает Липавский.

Выяснить, кто стоит за другими претендентами на 12-й лот – ООО “Финанс-Консалт”, ООО “Версар”, ООО “ОКО”, – “Ведомостям” не удалось. “Версар” и “ОКО” учреждены несколькими российскими гражданами. Единственный учредитель ООО “Финанс-Консалт”– его гендиректор Максим Ширшов, его комментарии получить вчера не удалось. По словам Екатерины Зениной, представителя “Промрегион Холдинга” (на прошлой неделе эта фирма выиграла торги на приобретение южных энергетических и нефтяных активов ЮКОСа, заплатив за них 4,9 млрд руб.), ее компания передумала идти на аукцион. Конечные владельцы “Промрегион Холдинга” неизвестны, но участники рынка связывают эту компанию с “Лукойлом”. Представитель “Лукойла” Дмитрий Долгов и Екатерина Зенина это отрицают.

(О продаже других активов ЮКОСа читайте на стр. Б1)