КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Пора побеждать


Норильский никель” не думает отсиживаться в отечественных окопах, как это могло показаться год назад. Тогда компания приняла стратегию развития до 2020 г. В ее основу легло развитие действующего производства “Норникеля” – на Таймыре и Кольском полуострове, а также новых проектов в России. Места зарубежной экспансии в стратегии не нашлось. “Норникель” присматривается к различным активам и наблюдает за корпоративными сделками в секторе, но в процессах консолидации участвовать не будет, уверял тогда нынешний гендиректор компании Денис Морозов. “Цены на металлы находятся на исторических максимумах. Наша задача – сохранить позиции одного из самых низкозатратных производителей в отрасли. Мы не видим, как может быть создана дополнительная стоимость для акционеров через покупку дорогих активов”, – объяснял он.

Но не прошло и нескольких месяцев, как все изменилось. Начали, как водится, с малого. За $408 млн компания приобрела никелевые активы американской OM Group. А теперь “Норникель” готовится к гораздо более масштабной сделке. Неделю назад он объявил о намерении приобрести канадского производителя никеля, меди и золота LionOre. Тот факт, что на эту компанию уже положила глаз швейцарская Xstrata, выручка которой в четыре раза, а чистая прибыль – в полтора раза выше, чем у “Норникеля”, менеджеров последней не смущает. Швейцарцы предварительно договорились с LionOre о покупке компании за $4 млрд. А “Норникель” без всяких согласований предложил $4,77 млрд.

В итоге во вторник менеджмент LionOre объявил о поддержке оферты российской компании. Правда, до победы “Норникелю” еще далеко. Менеджмент Xstrata славится неуступчивым характером. К тому же швейцарцы уже предупредили, что могут выставить новую оферту (подробнее см. статью на стр. Б2). Готов ли “Норникель” к ценовой войне за LionOre? Ответ на этот вопрос мы узнаем в самое ближайшее время. Стоит отметить лишь, что опыта таких баталий у “Норникеля” нет. А другие российские металлурги пока подобного противостояния не выдерживали. Летом прошлого года “Северсталь” фактически сымитировала борьбу за Arcelor. А “Евраз”, который совсем недавно вел переговоры о покупке канадской IPSCO, не пошел на сделку после резкого роста капитализации конкурента.

Российские компании уже поняли, что им под силу покупка не только зарубежных компаний второго эшелона. Теперь по плечу и приобретение первоклассных активов. Не случайно в прошлом году, по данным Ernst & Young, российские компании потратили более $11 млрд на зарубежную экспансию. Выход в высшую лигу требует от отечественных бизнесменов новых навыков. В первую очередь умения биться с конкурентами за право покупки публичных компаний. Посмотрим, кто из наших первым овладеет этим искусством.