Пострадал за “Ренову”


В конце апреля швейцарский концерн Sulzer сообщил, что 31,9% его акций приобрела австрийская Everest Beteiligungs, бенефициары которой – хозяин “Реновы” Виктор Вексельберг и австрийские компании RPR и Millennium. Из этого пакета 17,5% голосующих акций Everest выкупила, а еще 14,4% получила в виде опционов.

Председатель совета директоров Sulzer Ульф Берг тогда не стал скрывать недовольства неожиданным появлением нового акционера. Ведь по швейцарским законам каждый акционер обязан уведомлять об увеличении своего пакета в компании более чем на 5%. А Комиссия по федеральным банкам Швейцарии (SFBC) начала проверку по фактам сделок с акциями концерна. Как пишет FT, скупить столь крупный пакет и остаться при этом незамеченными “Ренове” и ее партнерам помог ZKB, одним из крупнейших клиентов которого является Sulzer. Еще на прошлой неделе банк объявил, что откажется от продажи опционов на акции, в случае если речь идет о враждебном поглощении. При этом ZKB утверждал, что банк не совершал незаконных сделок.

А в понедельник ZKB объявил об отставке гендиректора Ханса Фёгели. Как говорится в сообщении банка, он взял на себя “всю ответственность за допущенные ошибки в ходе торговых операций” с акциями Sulzer. В отставку Фёгели уйдет не в конце года, как предполагалось ранее, а 31 мая. ZKB также признал, что “операции с акциями Sulzer пошли вразрез с внутренними правилами банка”, а руководство “не в полной мере осознавало ответственность за свои действия”. Кроме того, ZKB сообщил об увольнении руководителя подразделения по операциям на фондовом рынке Маркуса Хоффмана.

Представитель ZKB не стал комментировать, какие именно нарушения допустили топ-менеджеры банка и связана ли их отставка с расследованием SFBC. Также представители банка и Sulzer отказались уточнить, действовал ли банк в интересах Everest. Но из сообщений на сайте Sulzer следует, что ZKB проводил сделки с акциями концерна незадолго до появления в числе его акционеров Everest. Так, по состоянию на 20 апреля банк раскрыл информацию о покупке 8,49% акций Sulzer, но в этот же день его доля снова сократилась до уровня “менее чем 5%”.

Представитель SFBC сообщил “Ведомостям”, что расследование пока продолжается, а имеет ли оно отношение к отставке топ-менеджеров швейцарского банка, прокомментировать отказался. Впрочем, оргвыводов по его итогам может и не быть. “Законодательные нормы остаются довольно гибкими, – отмечает управляющий партнер “Раппопорт и партнеры” Александр Раппопорт. – К примеру, если сделка совершается не аффилированными компаниями или в интересах одной компании, но посредством любой формы агентских договоров, отчет об увеличении доли предполагаемого конечного бенефициара не требуется”.

Скупкой акций Sulzer в последнее время занимался и Deutsche Bank. Только в апреле он уведомил сначала о том, что консолидировал чуть менее 8% акций Sulzer, а затем о снижении этого пакета менее чем до 2% и одновременно о покупке более 20% акций Sulzer в виде опционов. Представитель Deutsche Bank в Швейцарии от комментариев отказался. Не стал отвечать на вопросы “Ведомостей” и представитель “Реновы” Андрей Шторх.