“Стандарт” заправит Новосибирск


Основная цель властей – не допустить удорожания бензина, считает аналитик “Финама” Владислав Кочетков, а для этого нужно вводить новые мощности. Новые НПЗ будут востребованы, потому что на рынке отмечается дефицит топлива, добавляет аналитик БКС Екатерина Кравченко: большинство действующих НПЗ устарели и не могут поддерживать высокие стандарты качества бензина.

В октябре 2007 г. “Стандарт” приступит к строительству нефтеперерабатывающего завода мощностью 1,2 млн т в год, сообщил “Ведомостям” гендиректор “Стандарта” Александр Пойманов. Оно обойдется компании в 5 млрд руб. Основным источником финансирования станет долгосрочный кредит Сибирского отделения Сбербанка. Для строительства НПЗ компания уже арендовала у обладминистрации участок в 60 га в Барабинске Новосибирской области. “Мы отработали технологию строительства на мини-НПЗ в Коченеве и теперь готовы серьезно увеличивать масштабы бизнеса”, – говорит Пойманов.

“Стандарт”, занимавшийся розничной продажей топлива через собственную сеть АЗС, начал строить мини-НПЗ в Коченеве мощностью 200 000 т топлива в начале 2006 г. Проект обошелся компании в 450 млн руб., финансирование велось за счет собственных средств компании и кредитов Сбербанка и Сибакадембанка. Строительство уже завершилось, первую партию топлива завод выпустит до 21 мая. В этом году завод переработает 50 000 т нефти, а в 2008 г. – 200 000 т. Сырьем для завода станет нефть с Верх-Тарского нефтяного месторождения. По лицензионному соглашению с ТНК-ВР, разрабатывающей месторождение, администрация области имеет право на переработку 200 000 т нефти в год. Эта квота была передана “Стандарту” в конце 2006 г. Завод будет производить бензин марки А-80, дизтопливо и мазут, первоначально он будет поставлять топливо сельхозпроизводителям Новосибирской области.

“Барабинск мы сочли самой подходящей площадкой для строительства второго НПЗ, потому что на его территории проходят нефте- и продуктопроводы “Транснефти” и железнодорожные пути Транссиба”, – добавляет Пойманов. Проектированием завода занимается московский институт “САПР-нефтехим”, его строительство завершится до конца 2009 г. НПЗ будет заниматься глубокой переработкой нефти и производить бензин стандарта “Евро-4”. Пойманов рассчитывает, что НПЗ в Барабинске полностью покроет потребность Новосибирской области в топливе. Решением вопроса о поставках сырья для будущего НПЗ уже занимается администрация Новосибирской области, которая сейчас ведет переговоры с ТНК-ВР, сказал он.

Руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области Сергей Семка подтвердил, что “Стандарту” выделен земельный участок для строительства НПЗ и администрация готовит обращение к ТНК-ВР о поставках нефти для завода. С представителями ТНК-ВР связаться вчера не удалось.

А исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко говорит, что подобные НПЗ не рассчитаны на выпуск высокооктанового топлива, максимум АИ-92 и ДТ, пригодного для сельхозтехники и российских авто. Для иномарок, которых только в 2006 г. в России было продано 1,3 млн, требуется бензин более высокого качества, дефицит которого и существует на рынке, рассказывает Сергиенко. В России нет дефицита низкооктанового топлива – 27 действующих крупных НПЗ не загружены на полную мощность: при возможности перерабатывать 270 млн т в год они производят только 220 млн т, говорит он.