Техника обводки


Визит Путина в Казахстан пройдет 9 и 10 мая, а в Туркмении президент пробудет до 12 мая. В Ашхабаде запланирована трехсторонняя встреча лидеров России, Казахстана и Туркмении на высшем уровне.

В Астане будет подписан российско-казахстанский план действий на 2007–2008 гг., соглашения о создании международного ядерного центра и о создании в регионах торговых представительств двух стран, сообщил пресс-секретарь президента Казахстана Ерлан Байжанов. Обсудят и вопросы, связанные с расширением казахской газотранспортной системы, пообещал замминистра промышленности и энергетики Андрей Реус, передает “Интерфакс”.

Вопросы энергетики станут ключевыми на трехсторонней встрече в Ашхабаде. Реус заявил, что в 2007 г. Россия закупит у Туркмении до 50 млрд куб. м газа, такой же объем закупок запланирован и на 2008 г. Чиновник добавил, что в Ашхабаде будут обсуждаться совместные проекты по оптимизации маршрутов транспортировки природного газа. В эти дни в Астане и Ашхабаде побывает и председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер.

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов во время первого визита в Россию в апреле предложил Путину обсудить вопрос транзита туркменского газа по транскаспийскому варианту. Речь идет о строительстве по дну Каспия газопровода пропускной способностью 30 млрд куб. м в год, сырье из которого могло бы поступать в газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум и далее в Европу через трубопровод Nabucco. Идея транскаспийского газопровода была выдвинута США еще в 1996 г. Этот вариант категорически не устраивает “Газпром”, так как газопровод в этом случае минует территорию России. Не устраивает он и Казахстан, говорит консультант группы “Имма” Фархат Ильясов. В конце апреля министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин заявил, что республика отказалась участвовать в проекте.

По словам Ильясова, для России был бы предпочтительнее вариант прикаспийского трубопровода, который проходит по побережью Туркмении, Казахстана и России. В этом случае речь не идет о строительстве нового газопровода, а, по-видимому, предусматривается модернизация существующей газотранспортной системы Средняя Азия – Центр, которая имеет выходы на Украину и далее в страны Западной Европы, поясняет аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Конфигурация этого маршрута и его потенциальные мощности пока не определены, говорит аналитик. Он напоминает, что в перспективе Казахстан и Туркмения планируют существенно увеличить объемы добычи: с 2006 г. по 2015 г. добыча казахского товарного газа, в основном предназначенного на экспорт, увеличится примерно в 2,5 раза – с 14,4 млрд куб. м до 36 млрд куб. м.

Источник в российском правительстве подтверждает, что обсуждать трубопровод, минующий территорию России, Москве совершенно неинтересно и российская делегация будет настаивать на альтернативном проекте.

Транскаспийские проекты поддерживаются США и Европой как часть плана по альтернативной доставке углеводородов из Средней Азии, отмечает руководитель департамента стран СНГ Центра политических технологий Сергей Михеев, а для России создание Транскаспийского газопровода будет означать не только утрату доходов от транзита, но и ослабление позиций в диалоге с Западом, а также позиций в самой Средней Азии.

Если же России удастся убедить Туркменистан реализовать прикаспийский проект, это будет означать геополитическое сближение двух стран и Ашхабад наверняка получит политические и экономические гарантии со стороны Москвы, добавляет Ильясов. Москва может гарантировать Туркмении стабильность поставок по своей территории, в отличие от опасного пути через кавказский регион, а также политическую лояльность Бердымухаммедову, без которой ему будет сложно в перспективе удержать власть, но которую вряд ли предложит Запад, полагает Михеев.

Наконец, Москва может обещать техническую помощь в строительстве и модернизации нефте- и газопроводов и месторождений, добавляет эксперт. Как заявил Реус, Россия, Казахстан и Туркмения готовы обсуждать создание газотранспортного консорциума. Действующие мощности не позволяют перекачивать более 50–60 млрд куб. м газа, но до сих пор каждая страна должна была самостоятельно решать проблему инвестиций, отмечает Нестеров. По его мнению, механизм консорциума может обеспечить согласованность и доверие при инвестировании, однако важно знать, на какие газотранспортные системы этот механизм распространится.