Мост вместо нефти


Половина российско-эстонской границы проходит по Чудскому озеру, а автомобильное сообщение возможно лишь через проходящую вдоль побережья Финского залива дорогу на северо-востоке Эстонии (пропускной пункт “Ивангород”) и через Печорский район Псковской области на юге (пункт “Шумилкино”). Путь из Таллина до Ивангорода вдоль Финского залива – чуть более 200 км, а в обход через “Шумилкино” – в 2,5 раза длиннее.

По решению Минтранса автомобили полной массой более 3,5 т (т. е. больше “Газели”) не смогут проезжать по мосту через р. Нарова на границе Эстонии и Ленинградской области и будут направлены на пропускной пункт “Шумилкино” в Псковской области, говорит глава пресс-службы губернатора Ленинградской области Валентин Сидорин. “Правительство области уже выполняет поручение, извещаются транспортные компании”, – говорит он. Мосту 45 лет, поэтому ремонт его назрел, замечает он.

Сам мост находится на балансе Эстонии. Движение по мосту с российской стороны перекрыто по результатам проведения технической экспертизы, говорит чиновник одного из профильных ведомств: “Движение не будет восстановлено до решения с эстонской стороной вопроса проведения на мосте ремонтных работ”.

Закрытие моста коснется 70% грузовых автомобильных перевозок Эстонии с Россией. Через “Ивангород” проходит 140–150 машин в сутки, а через “Шумилкино” – в два-три раза меньше, говорит заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в Северо-Западном округе Константин Шаршаков. “Шумилкино” сейчас работает на пределе и больше машин принимать не сможет, а крюк через Псковскую область сделает перевозки невыгодными, считает он.

Но российские транспортные компании это не сильно затронет. Они перевозят до 25% грузов на эстонском направлении, остальное – иностранцы, говорит Шаршаков.

Ассоциация транзита Эстонии подсчитала, что даже относительно скорое возобновление транзита приведет к снижению перевозок на 20%. А в худшем случае они упадут на 65% – при этом работу потеряют до 5000 человек. Некоторые транзитные предприятия Эстонии, передает “Интерфакс”, уже сообщили о намерении отправить часть работников в неоплачиваемые отпуска.

После сноса Бронзового солдата Эстония уже потеряла доходы от российских туристов – им не открывают визы. Российские торговые сети отказались от продажи эстонских товаров.

Наиболее серьезной экономической мерой могла стать остановка железнодорожного нефтяного транзита через Эстонию. В начале мая РЖД сообщила о ремонте дороги в эстонском направлении, что вызвало слухи о приостановке нефтяного транзита. Но компания опровергла эти слухи. Исходя из стоимости транзита тонны нефти через Эстонию в $10-12, потери эстонских транспортных компаний от изменения маршрута транспортировки нефти могли бы составить $220–264 млн, говорит аналитик Reuters Александр Ершов. Но альтернативные российские порты Санкт-Петербург и Высоцк полностью загружены и направить “эстонские” 22 млн т нефти через них не получится, добавляет он. Закрытие движения по мосту стало первой серьезной мерой со стороны России против Эстонии, констатирует Алексей Макаркин из Центра политических технологий.

Закрытие моста через Нарову повторяет технологию, опробованную в июле 2006 г. на границе с Грузией. Тогда был закрыт КПП “Верхний Ларс”. По словам российских пограничников – в связи с ремонтом подъездных путей. Это была единственная сухопутная артерия между Россией и Грузией, контролируемая официальным Тбилиси.

Закрытие моста ударит в первую очередь по приграничным районам, населенными преимущественно русскоязычными, сожалеет Макаркин. В краткосрочном периоде такие меры против Эстонии будут эффективны, но потом экспортные потоки перенаправятся на другие страны, считает Вячеслав Домбровский из Baltic International Centre for Economic Policy Studies.