Неизвестные хозяева


8 мая Федеральная антимонопольная служба уведомила конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна о том, что отклонила ходатайство “Промрегион холдинга” на покупку южных активов ЮКОСа. А вчера ФАС объяснила причины демарша. “Отказ связан с неполным предоставлением информации в антимонопольную службу, а также непрозрачностью структуры собственников компании и невозможностью установить конечных выгодоприобретателей, – гласит сообщение ведомства. – Требование о раскрытии структуры собственников антимонопольная служба предъявляет ко всем компаниям, обращающимся за разрешением на совершение сделок”.

Участники рынка называют “Промрегион холдинг” структурой, близкой к “Лукойлу” и вице-президенту нефтяной компании Леониду Федуну. Представители обеих компаний эту связь всегда отрицали. Как говорится в сообщении ФАС, 99,999% акций “Промрегион холдинга” принадлежит закрытому паевому инвестиционному фонду акций “Ресурс”. Управляет этим фондом ООО “Менеджмент-консалтинг”. А пайщиками ПИФа являются негосударственный пенсионный фонд “Лукойл-Гарант” (доля пая – 99,999%) и ООО “Гледион” (0,001%). ФАС хотела узнать побольше о НПФ “Лукойл-Гарант”. Но информация о его вкладчиках, управляющих, а также попечительском совете в службу предоставлена не была.

Ходатайство от “Промрегион холдинга” на покупку южных активов ЮКОСа поступило в ФАС 5 апреля, рассказал “Ведомостям” руководитель управления антимонопольной службы Александр Пироженко. Он отмечает, что по законодательству служба должна рассмотреть заявку в течение 30 дней. При необходимости чиновники имеют право продлить этот срок. Но делать они это не обязаны. Поэтому, не выяснив имен бенефициаров “Промрегион холдинга”, ФАС и отказала компании.

Председатель совета директоров “Промрегион холдинга” (входит также в совет директоров “Лукойла”) Сергей Михайлов заявил “Ведомостям”, что компания не получала отказа от ФАС. Он утверждает, что владельцы “Промрегион холдинга” были готовы предоставить антимонопольной службе всю необходимую информацию. Более того, “Промрегион холдинг” ранее неоднократно обращался в ФАС с просьбой дать разрешение на покупку пакетов акций южных энергокомпаний (многие из них вошли в ТГК-8) и получал добро, удивляется Михайлов.

Но Пироженко парирует, что больше всего чиновники его ведомства тревожились за судьбу нефтегазовых активов, имевшихся в лоте ЮКОСа. К тому же косвенная связь “Промрегион холдинга” с “Лукойлом” не позволяет оценить последствия этой сделки для конкуренции, объясняет Пироженко.

Экспертов тоже смутило решение ФАС. Даже если бы активы достались “Лукойлу” или любой другой крупной нефтяной компании, то доминирования на рынке не могло быть, говорит аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Представление неполной информации не может служить основанием для отказа ФАС, добавляет юрист “Технологий корпоративного управления” Галина Тарасова. “ФАС, возможно, умышленно поторопилась с отказом”, – считает Тарасова. Ведь если бы “Промрегион холдинг” успел закрыть сделку, то чиновникам пришлось бы доказать в суде, что она ведет к ограничению конкуренции, подчеркивает юрист.

Теоретически “Промрегион холдинг” может оспорить решение ФАС в суде, говорит Тарасова. Михайлов возможность тяжбы с чиновниками обсуждать не захотел. Он лишь отметил, что “Промрегион холдинг” может принять участие и в повторном аукционе на южные активы ЮКОСа. Компании нужны были лишь энергоактивы банкрота, утверждает Михайлов.

Комитет кредиторов ЮКОСа в ближайшее время решит, что делать с южными активам, говорит пресс-секретарь конкурсного управляющего компании Николай Лашкевич. Вариантов два – проводить новый аукцион или присудить победу второму участнику, “внучке” “Роснефти” ООО “Нефть-Актив”. Представитель госкомпании Николай Манвелов подтверждает интерес “Роснефти” к этим активам. Даже если они будут выставлены на повторные торги, компания будет в них участвовать.