Риски – для бедных


Список самых богатых людей журнала Forbes начинается следующей пятеркой: создатель мощного бизнеса по разработке программного обеспечения, удачливый американский инвестор, мексиканский инвестор, контролирующий национальную телефонную монополию, шведский предприниматель – основатель IKEA и индийский бизнесмен, сумевший консолидировать крупные стальные активы. Действительно, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Карлос Слим, Ингвар Кампрад и Лакшми Миттал – очень богатые люди, но делать какие-либо выводы об инвестиционных предпочтениях всех состоятельных персон на основе этого ограниченного множества было бы неверно.

Специалисты, работающие в области “управления богатством”, основываются на неких общих предположениях об особенностях менталитета богачей. В частности, считается, что для увеличения своего состояния эти люди готовы брать на себя более значительные риски, чем остальные, и использовать менее открытые для публики инструменты.

Крупные хедж-фонды и фонды прямых инвестиций, которые уже давно стали основными двигателями рынка, напрямую недоступны обычным розничным инвесторам. Зато они доступны богачам и являются главным объектом деятельности частных банков и менеджеров, занимающихся управлением богатством. Кроме того, состоятельные люди могут применять некоторые стратегии инвестирования, которые регуляторы фондового рынка запрещают использовать многим розничным инвесторам. Например, короткие продажи без покрытия или массовые операции с производными инструментами.

Но нужно ли это богачам? Обладатель крупного состояния может оставаться богатым и не получая новых прибылей, намного превышающих среднерыночные. Единственные заботы такого человека – не совершить какой-нибудь глупости, которая лишит его богатства, и нейтрализовать влияние на капитал инфляции.

Поэтому наиболее разумной стратегией для них являются инвестиции с так называемой гарантированной доходностью, главная цель которых – избежать потери денег. Иными словами, хотя богачи и могут позволить себе рисковать больше остальных, они предпочитают консервативные стратегии. Гораздо чаще рискованные инвестиционные стратегии выбирают те, кто еще не сумел накопить достаточных средств на будущее.

Дэвид Фуллер, директор Stockcube Research, вспоминает, как, будучи еще начинающим инвестором, сильно рискнул и удачная сделка изменила его жизнь. В начале 1970-х гг. в Лондоне торговались фьючерсные контракты на каучук. “Получив первый бонус в 2000 фунтов в январе 1971 г., я вложил их во фьючерсы на каучук, использовав кредитное плечо. Мне повезло – бум на сырьевом рынке тогда только начинался, – рассказывает Фуллер. – Эта сделка оказалась определяющей в моей жизни, она вырвала меня из бедности”.

Данные нескольких недавних исследований показывают, что богачи – по сравнению с рынком в целом – проявляют больше, а не меньше осторожности. Недавно нью-йоркская ассоциация богатых инвесторов Tiger 21 опубликовала обзор финансовых результатов своих членов (группа объединяет 115 человек, самостоятельно пробившихся наверх). Если в 2005 г. в их портфелях доля акций составляла 37%, то к нынешнему году она сократилась до 30%. Доля наличности равна 9% – это намного больше, чем обычно рекомендуется иметь при долгосрочных инвестициях. “Однако это можно считать нынешней платой за спокойствие для многих состоятельных американцев”, – поясняет Майкл Зонненфельдт, основатель Tiger 21.

Члены Tiger 21 ценят фонды прямых инвестиций и скептически относятся к инвестированию в публичные компании. Успешные предприниматели предпочитают частные сделки операциям на организованном рынке. Но и здесь можно усмотреть осторожность: условия частных сделок обычно обеспечивают участникам больший уровень безопасности.

Подобным образом относятся к вложению денег и состоятельные люди в России. “Чем богаче люди, тем больше доля консервативных инструментов в их портфелях”, – говорит начальник отдела доверительного управления “Юниаструм Банка” Евгения Лазарева. По ее словам, состоятельные клиенты банка при долгосрочных вложениях примерно 70% средств инвестируют в инструменты с фиксированной доходностью.

Исследовательская группа Spectrem проанализировала деятельность американских инвесторов, располагающих средствами для инвестирования в размере не менее $5 млн. Выяснилось, что в 43% случаев эти люди стремятся получить от своих основных инвестиций гарантированную доходность. Сами эти богатые американцы оценивают свое отношение к риску “как умеренное либо как консервативное”.

Все это объяснимо: богатые предприниматели (даже те, кто рисковал в прошлом) учатся на уроках истории. Не случайно в верхней части нынешнего списка Forbes нет “баронов-разбойников” – экономических воротил, чьи имена гремели в XIX в. Если бы их семьи в свое время смогли защитить свои состояния от инфляции, они бы и сейчас были там. (Использованы материалы FT.)