Без чистой прибыли


На суд общественности проект планируется представить до конца года, но уже известно, как будет выглядеть форма балансового отчета. В распоряжении журналистов The Wall Street Journal оказался пример такого документа, который получили члены консультационной группы Комитета по стандартам финансового учета США (FASB). В подготовке новых правил также участвует Комитет по международным стандартам бухгалтерской отчетности (IASB).

В новой форме отчета о прибылях и убытках содержится четыре основных раздела: операционный бизнес компании, финансовая, инвестиционная деятельность и налоговые платежи. В каждом разделе приведена его прибыль. В отчете есть и “общая прибыль”, но это более широкая категория, чем нынешняя “чистая прибыль”, и потому с ней несопоставимая. В новой версии балансового отчета активы и обязательства объединены по общим категориям – операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, отдельной графой представлен акционерный капитал.

Столь радикальных изменений в бухгалтерских стандартах не было с начала XIX в., когда компании стали раскрывать отчетность, если планировали привлечь заемные средства. Формы отчета о прибылях и убытках и балансового отчета были введены Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC) еще в 1940-е гг. и с тех пор почти не менялись. Чистая прибыль оказалась очень удобным показателем для оценки компаний, но из-за всего этого становится все больше злоупотреблений с отчетностью. Случалось, что менеджеры, чтобы выполнить прогнозы аналитиков, искусственно завышали чистую прибыль компании, да и появление пузыря на фондовом рынке в 90-е гг. во многом было обусловлено ожиданиями инвесторов, что прибыль будет расти астрономическими темпами не один год.

“Я знаю, что всем нравится, когда результат выражается одним числом, но сложный бизнес трудно отразить всего одним числом”, – рассуждает председатель FASB Роберт Херз. Сложности возникают из-за того, что многие публичные компании работают не в одной стране, а их бизнес часто связан с интеллектуальной собственностью, например производством программного обеспечения, а не с заводами или оборудованием. “Отчет о прибылях и убытках выглядит так же, как в то время, когда я только пришел в эту профессию [в 1967 г.], – говорит гендиректор Deloitte Touche Tohmatsu Уильям Пэрретт, – но информация, которая содержится в нем, совершенно иная”.

Разработка новых правил займет несколько лет, и в них многое еще может измениться. Новые стандарты должны будут одобрить SEC и Еврокомиссия, и лишь затем компании начнут отчитываться по ним. (WSJ, 12.05.2007, Татьяна Бочкарева)