Дорогие дети


“Дом Нащокина” – галерея художественная, но искусствоведческой строгости от нее не дождешься. Можно только догадываться, что ранние рисунки и две картины маслом Зинаиды Серебряковой, демонстрирующиеся на выставке, принадлежат российским наследникам художницы. И датировкой каждой работы в галерее не озаботились. Однако понятно, что все выставленное создано до 1924 г. – до того, как, измученная безденежьем и невзгодами сорокалетняя, забывшая о счастливой юности и дореволюционном профессиональном успехе, Зинаида Серебрякова покинула Россию и поселилась в Париже. Ехала она туда, как и многие, на время, но получилось, что навсегда. Двое младших детей вскоре перебрались к ней, двое старших остались на родине.

Разлука с родными, не слишком успешная французская карьера, мучающий вопрос, возвращаться или нет, – все это заставляло Серебрякову страдать и писать домой горестные письма. Распечатки их фрагментов развешаны по комнатам галереи. Рядом с идиллическими изображениями “Шуры под лоскутным одеялом”, “Спящей Лели”, “Таты в карнавальном костюме”, дочерей, сыновей и племянников, трогательных, со щечками-персиками, пухлыми губками и полной погруженностью в себя, которой отличаются дети из счастливых семей. Контраст сладких рисунков и горьких писем придает выставке драматизм. Однако считывается и еще один, неявный, но довольно счастливый сюжет.

Зинаида Серебрякова стала сейчас одним из самых востребованных антикварным рынком художников. Лучшие ее картины хранятся в музеях. Но в эмиграции она писала много салонных, коммерческих вещей. Особенно ей удавались обнаженные, традиционно ценимые коллекционерами. У Серебряковой был безусловный дар передавать на холсте эротическое напряжение, почти никогда не выходя за рамки хорошего вкуса. На прошлогодних русских торгах Christie’s “Спящая обнаженная” Серебряковой была продана за $1,4 млн – вчетверо дороже предполагаемой цены.

Конечно, детские портреты художницы, даже эскизные, незаконченные, да еще с ясным, семейным, происхождением, для сегодняшнего антикварного рынка, где спрос превышает качественное предложение, – очень привлекательный товар. Наследники Серебряковой своего желания расстаться с частью семейного собрания не объявляли. Наоборот, на выставке показали несколько детских портретов внука Серебряковой, художника-монументалиста Ивана Николаева. Так что выставка выглядит камерным, подчеркнуто семейным событием. Однако было бы странно, если бы после нее наследникам Серебряковой не поступили от дилеров и коллекционеров заманчивые предложения.