ГЛОБАЛИСТ: Автодорожные итоги


Выступая со своим последним посланием Федеральному собранию, Владимир Путин отметил, что пока не хочет подводить итоги своего президентства. Придется начать делать это за него. Президент у власти уже почти восемь лет, и за это время у него были все возможности хотя бы попытаться решить некоторые проблемы долгосрочной модернизации страны.

Низкая эффективность неудивительна, так как все эти годы дорожная сфера находилась под самым что ни на есть прямым контролем государства. Еще в 2003–2004 гг. при обсуждении транспортной стратегии в Центре стратегических разработок мы говорили в основном об инструментах привлечения частных инвесторов в дорожный сектор, гарантиях стабильности инвестиций, частно-государственном партнерстве (ЧГП). Потом появились проекты типа петербургского “скоростного диаметра” – стало ясно, что рассчитывают они в основном на бюджетные деньги, ЧГП как-то самой собой превратилось в ГЧП, а истории с ЮКОСом, КТК и “Сахалином-2” понятие “долгосрочная стабильность инвестиций” в России похоронили.

На капитализации фондового рынка, сокращении внутреннего долга и росте доходов граждан останавливаться не будем – догадываюсь, что президент подозревает об истинных причинах этих достижений. Важно взглянуть на те сферы, где дождь нефтедолларов пока что не помог решить накопившихся проблем. К их числу, в частности, относится дорожное хозяйство, о котором на прошлой неделе писал Вячеслав Лысаков (см. “Ведомости” № 83 от 10.05.2007).

В послании, кстати, эта тема отмечена особо, но о том, что происходило в этой сфере в период его президентства, Владимир Путин ничего не сказал. А между тем происходившее там можно назвать полноценной инфраструктурной деградацией. По данным Росстата, за последние годы общая протяженность автодорог с твердым покрытием в России сократилась на 50 000 км. В течение 1990-х гг. и вплоть до 2002 г. она колебалась на уровне свыше 750 000 км, в 2002 г. составила 756 000 км, а в 2005 г. – всего 706 000 км, сократившись за три года почти на 7%. Сокращение длины дорог с твердым покрытием не вяжется с претензиями на статус великой державы; скорее это положение дел, характерное для некоторых стран Африки. Последовательно сокращался в течение президентства Путина и объем ввода новых автодорог: с 6600 км в год в 2000 г. до всего 2200 км новых автодорог в 2005 г. Зато почти вдвое увеличился износ основных фондов в дорожном хозяйстве: с 26% в 2000 г. до 46% в 2005 г.

Если судить по путинскому посланию, президент видит решение исключительно в накачке проблемных отраслей финансовыми средствами. Но финансировалась дорожная сфера как раз неплохо: согласно Росстату, в 2004 г. капитальные вложения в дорожное хозяйство из всех источников превысили 110 млрд руб. против 67 млрд руб. в 2000 г. Видимо, дело не в деньгах, а в эффективности их использования.

Хватит ли государственных денег? По оценкам дорожников, сделанным пару лет назад при разработке Программы развития автодорог до 2025 г., для адекватного финансирования развития дорожной сферы необходимо ее финансирование в ежегодном объеме 2,5% ВВП. Так что надежды вытянуть дорожную сферу только за счет бюджетных средств, да еще и при такой эффективности, сомнительны.

Вряд ли получится и в этом случае вину за дорожную деградацию свалить на Ельцина. (Продолжение следует.)