Шрэк не хочет никого победить


Первому “Шрэку” радовались в Каннах, второй побил все кассовые рекорды в мультипликации, поэтому напомнить содержание предыдущих серий стоит разве что в двух словах: Шрэк женился на заколдованной принцессе, Шрэк познакомился с тестем и тещей. Теперь пора заводить детей – схема очевидная, но не то чтобы затасканная в анимации, где семейные вопросы обычно ставятся не так конкретно.

Сюжет “Шрэка Третьего” вообще типичен не для сказочной продукции, а для той специфической категории комедий, что рассчитаны на подростков лет 30 и формулируют основной вопрос бытия как выбор между пивом с друзьями и семейной возней вокруг пеленок. Вот и Шрэк, придавленный страхом ответственности, просыпается в поту при мысли о маленьких зеленых отпрысках и вместо того, чтобы после смерти тестя-короля по-взрослому заняться делами Тридесятого государства, едет в дружеской компании Осла и Кота в сапогах за следующим по рангу наследником трона – малахольным Артуром, которого шпыняет весь колледж, срисованный с гарри-поттеровского Хогвартса: пародийными цитатами всякий эпизод “Шрэка” традиционно фарширован, как оливка анчоусом. Привычна по первым двум сериям и логика сюжетообразующих шуток – “Шрэк” не был бы “Шрэком”, если бы будущий король не оказался притырком, а узурпатор трона – красавцем с манерами актера из рекламы шампуня и амбициями большой звезды.

Хмыкая над очередными остротами аниматоров студии Dreamworks, удивляешься стойкости их рисованного кормильца. Шрэк, как хороший дизель, обеспечивает третьей серии почти такую же ровную тягу, как и первой, даром что базовая идея – оставайся собой независимо от цвета, размера и степени уродства – неизменна так же, как и техника соединения сказочных коллизий с контекстным юмором и современным сленгом (кстати, русский дубляж удачно ложится на картинку, что пока исключение из правил). Можно сказать, что великана все больше играет свита, вобравшая уже не один десяток узнаваемых сказочных персонажей, а Шрэк лишь знай себе хитро поглядывает по сторонам, демонстрируя прогресс мультипликаторов в работе над лицевой мускулатурой. Но тонкость ужимок такова, что скоро Шрэку можно будет доверить хоть классический театральный репертуар. Сейчас, во всяком случае, его актерского обаяния хватает, чтобы посрамить узурпатора, устроившего на городской площади помпезное шоу с участием плененного великана. Рекламный красавец оглушительно бездарен, и закованному в цепи Шрэку достаточно пары шуток, чтобы публика оказалась целиком на его стороне. Так вопрос о добре и зле актуализируется в сфере шоу-бизнеса. Если после “Шрэка Третьего” ребенок внезапно потеряет интерес к “Евровидению” или, скажем, “Песне года”, считайте, что воспитательный эффект фильма достигнут.