Вычеркнуть абонента


Из всех участников сотовой “большой тройки” до сих пор только “Мегафон” списывал молчащих абонентов в отток по истечении трех месяцев. Акционеры ждут от компании не наращивания абонентской базы любой ценой, а сильных финансовых результатов, объясняет ее пресс-секретарь Марина Белашева. Если и “Вымпелком” перейдет на эту систему учета абонентов, участники рынка будут лучше представлять себе реальный уровень проникновения сотовой связи, уверена она.

“Вымпелком” задумал повысить качество своей абонентской базы. Сейчас, как и МТС, он ждет полгода, прежде чем отключить абонента, не пользующегося платными услугами. Но теперь “Вымпелком” планирует сократить этот срок до трех месяцев, рассказал источник в одной из исследовательских компаний. Уже в отчете за I квартал 2007 г. оператор планирует указать рассчитанные по новой методике количество абонентов, среднемесячный доход на абонента (ARPU) и продолжительность разговора одного абонента (MOU), хотя окончательное решение пока не принято, подтверждает близкий к “Вымпелкому” источник. Представитель самого “Вымпелкома” от комментариев отказался.

Оператор еще два года назад стал указывать в отчетах помимо общего количества абонентов число “активных” российских пользователей – тех, кто совершил платный звонок в последние три месяца. По итогам IV квартала 2006 г. таких абонентов в России у “Вымпелкома” было 39,8 млн (на 17,3% меньше совокупной базы), а их ARPU составлял $10,9 в месяц против усредненных $8,9. Прирост абонентов замедлился, инвесторы перестали обращать внимание на число абонентов и уделяют больше внимания их доходности – настало время сделать трехмесячный учет основным, объясняет источник.

По данным ACM-Consulting, в конце марта 2007 г. уровень проникновения в России (количество действующих sim-карт на душу населения) составил 107%. Но реально сотовой связью в конце I квартала пользовалось около 61% россиян, считает аналитик MForum Analytics Дмитрий Деев. Он принимает в расчет только абонентов, которые пользовались платными услугами в течение предыдущего месяца, и исключает тех, кто использует несколько sim-карт сразу (каждый из них приравнивается к одному абоненту). Расчеты MForum основаны на выборочных данных самих сотовых операторов по 12–14 регионам с разным уровнем развития.

Отсеивая абонентов-молчунов по истечении трех месяцев, операторы приведут свои данные о количестве абонентов в соответствие с действительностью, считает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский. “С учетом того, что в отпусках и командировках люди могут не пользоваться сотовым номером, абонентов, не оплачивающих связь по два-три месяца, допустимо считать активными”, – полагает он.

Руководство МТС обсуждало возможность перехода на трехмесячный учет абонентов-молчунов, но пока не нашло для этого экономически обоснованных причин, рассказал “Ведомостям” вице-президент компании и директор бизнес-единицы “МТС Россия” Михаил Шамолин. “Единственным плюсом могло бы стать “математическое” увеличение ARPU и MOU, но инвесторы оценивают нашу работу прежде всего по таким показателям, как выручка и прибыльность, – объясняет он. – Когда эти показатели росли медленно, капитализация МТС стояла на месте, когда рост ускорился – пошла вверх”. Если же МТС начнет списывать неактивных абонентов в отток через три месяца, то рискует потерять клиентов, которые возобновляют использование sim-карты по истечении этого периода, даже если они только принимают чужие звонки, говорит Шамолин. Таких клиентов у МТС единицы процентов, “но зачем терять даже минимальные деньги, если можно этого не делать”, говорит Шамолин. Три месяца – такой же условный срок, как и полгода, добавляет он: “Вряд ли можно считать активным абонента, который молчит три месяца”. После изменения у “Вымпелкома” учетной политики ARPU МТС формально может стать самым низким в “большой тройке” (по итогам IV квартала 2006 г. в России – $8,5 в месяц), но “инвесторы анализируют наши показатели с поправкой на период учета абонентов”, говорит Шамолин.

Чтобы оценить эффективность сотовых компаний, достаточно их финансовых показателей, согласна аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова. Но, зная ARPU и MOU, проще сопоставлять компании друг с другом и оценивать динамику их развития, добавляет она. Если “Вымпелком” сменит учетную политику, МТС скорее всего последует за ним, полагает она.