Альянс, а не покупка

Предправления Номос-банка Дмитрий Соколов договорился о партнерстве с PPF/ С. Николаев

Номос-банк собирался провести IPO вскоре после размещения ВТБ, но теперь решил отложить его на неопределенный срок, рассказал вчера “Ведомостям” источник, близкий к Номос-банку. Вместо этого его акционеры договорились о партнерстве с чешской группой PPF, которую в России представляет “Хоум Кредит энд Финанс Банк”. По словам источника, будет учреждена компания, которая станет владеть Номос-банком и банком “Хоум Кредит энд Финанс”. Долей источник не назвал.

Предправления Номос-банка Дмитрий Соколов и совладелец PPF Иржи Шмейц вчера подтвердили эту информацию. IPO было решено отложить в том числе потому, что консультант банка Boston Consulting Group сделал вывод, что без полноценного розничного бизнеса шансы провести действительно успешное размещение невелики, говорит Соколов.

Переговоры о партнерстве с PPF начались в декабре прошлого года, рассказывает Соколов, сейчас представители обеих сторон подписали меморандум о взаимопонимании. О долях в новой компании договоренность есть, но стороны о ней умалчивают. По словам Шмейца, окончательная ясность наступит в августе-сентябре, когда будет проведен аудит обоих банков, а завершить сделку планируется в конце года. “Одна из сторон, возможно, заплатит деньги другой”, – добавил он. Бренды каждого из банков пока останутся за ними. Стороны обратятся в Центральный банк и Федеральную антимонопольную службу за разрешением на сделку.

“Акционеры Номос-банка, так же как и акционеры PPF, вовлечены в управление бизнесом, банк придерживается консервативной стратегии, что позволило ему пережить все банковские кризисы. Кроме того, мы хотели создать альянс именно с корпоративным, а не универсальным банком, – объясняет выбор Шмейц. – Я думаю, между банками будет существовать очень сильная синергия, ведь мы будем покрывать все сегменты рынка и постараемся быть среди лидеров в каждом из них”.

Во втором полугодии акционеры планируют капитализировать банки, сообщает Шмейц.

“Сначала мы хотели купить региональный банк с развитой сетью, однако оказалось, что это сложно, в частности, у многих не слишком хороший менеджмент”, – вспоминает Шмейц. К партнерству с “Номосом” пришли, решив, что в России, которую Шмейц называет приоритетным для PPF рынком, следует развиваться в сторону универсального банка.

“Это первая сделка, когда не чистой воды покупка, а альянс”, – замечает предправления Собинбанка Владимир Рыкунов.

“Любые формы консолидации хороши для рынка, – уверен предправления Оргрэсбанка Игорь Коган. – По всей видимости, они [акционеры PPF и Номос-банка] сначала хотят присмотреться друг к другу. Возможно, учитывая, что у банков разная специализация, они действительно смогут достичь некой синергии”.

Управляющий директор блока “Розничный бизнес” Банка Москвы Александр Шерстюков считает взаимополезность банков неочевидной: “Ни у одного из банков, например, нет нормальной сети”.

По мнению совладельца “Урса Банка” Игоря Кима (передано через представителя), причиной послужило желание обеих сторон создать модель бизнеса, максимально привлекательную для инвесторов: “Корпоративный банк без розницы – стул на одной ноге”.

“Иногда компания сначала решает делать IPO, а по ходу подготовки отдает предпочтение стратегическому инвестору. На волне интереса к российскому банковскому сектору трудно сказать, какой вариант обеспечил бы максимизацию стоимости компании для акционеров Номос-банка, – говорит руководитель департамента корпоративных финансов Morgan Stanley Алексей Митрофанов (готовил банк к IPO). – Возможно, партнерство даст им больше возможностей для развития, чем IPO”.