Искусство в ассортименте


Коммерческое искусство успешно отражает жизнь, то, что люди покупают, больше говорит о них, чем безоглядно высказанные в произведении личные муки художников, озабоченных вечно неразрешимыми проблемами. Так что ярмарка современного искусства – гораздо лучший индикатор общественных вкусов, чем выставка. По крайней мере вкусов тех, у кого есть средства искусство покупать.

“Арт Москва”, как любое ежегодное явление, приятна тем, что здесь все как всегда (постоянные участники арендуют одни и те же места), но всегда есть что-то новенькое. Для участников новеньким было повышение арендной платы. Директор компании “Экспо-парк. Выставочные проекты” – бессменного организатора ярмарки – Василий Бычков решил, что хватит работать себе в убыток. Повышение цен на состав участников не повлияло, все равно жюри выбрало только треть галерей из желающих. Избранные не оставили пустым Центральный дом художника.

Для зрителей, регулярно посещающих “Арт Москву”, новенькими были разные мелочи. Например, самые популярные наши художники Александр Виноградов и Владимир Дубосарский были представлены очень скромно, а не на каждом втором стенде, как бывало раньше. Московская галерея Paperworks торговала их рядовыми и не новыми портретами девушек за $12 000. Лет пять назад за эти деньги можно было купить более интересные большие картины арт-дуэта. На стенде Галереи Марата Гельмана приятно было увидеть новые скульптуры Александра Косолапова. Его прежние герои, бронзовые супруги Микки и Минни Маус, перестали стоять в позе рабочего и колхозницы и занялись сексом. Они завязали с идеологией и повернулись попами к коммерции. Смысл из произведений ушел вместе с политикой, цена ($35 000) не пострадала.

Местами “Арт Москва” видится западной ярмаркой. Например, финская Forsblom Gallery привезла отменную и разнообразную коллекцию с классиком Георгом Базелицем, модной звездой Тони Орслером (один из “пузырей” которого стоит 90 000 евро), эффектными и элегантными объектами малоизвестного, но привлекательного Эйч Си Берга ($6000). Эта же галерея выставляет картины на жести Ирины Затуловской, которые, так же как и все в жизни и в искусстве, дорожают на глазах (11 000 евро). За ту же цену, что у финнов, Тони Орслера можно купить и на стенде московской Галереи Гари Татинцяна, выстроившего свою экспозицию тоже по-западному свободно. Так же поступила Галерея XL, представившая по одной работе каждого из своих художников. Ее директор Елена Селина уверена, что стенд на ярмарке – не прилавок, а лицо галереи. Но большинство участников ярмарки так не считают.

Авторитетный эксперт в области современного искусства Екатерина Деготь в беседе с корреспондентом “Ведомостей” сказала, что нынешняя “Арт Москва” кажется ей не такой коммерческой, как прошлые, но все равно по сравнению с западными ярмарками здесь мало искусства, не оглядывающегося на рынок. И привела слова своей студентки, удивлявшейся, что художники работают на сегодня и ничего не делают для завтра. Объяснить такое положение нетрудно. Отечественный рынок современного искусства возник недавно и, как всякий молодой рынок, на перспективу не работает. Начинающий покупатель, в отличие от серьезных коллекционеров (таких, как Александр Смузиков – часть его превосходной коллекции открывает ярмарку – или Пьер Броше, который выставил свое отменное собрание в Московском музее современного искусства), ориентируется при любой дорогой покупке на раскрученные марки (имена художников), моду своего круга и предпочитает дорогое дешевому. А раз у нашего арт-рынка есть свои особенности, значит, они должны быть и у наших художественных ярмарок.

Эти особенности заметны на стенде “Айдан галереи”. Самые привлекательные объекты здесь – два “Клапана ягуара” (ценой в $60 000) Оксаны Мась, модели автомобильных двигателей, обтянутые красной и золотой кожей. Незаменимая вещь для интерьера обладательницы коллекции очень дорогих сумочек. Если добавить к ним два панно Анны Берг, составленные из накладных ногтей, то всем будет видно, что жизнь хозяйки этих произведений удалась. В них есть ирония, но гламура больше.

Но время работает на искусство. Увлечение брендами проходит, привычка покупать делает людей искушенными и свободными. Для таких, свободных, на “Арт Москве” есть выбор. Можно купить замечательную медитативную живопись Алены Кирцовой (галерея “Роза Азора”), трогательную “Дачу” Александра Бродского (у Гельмана) или за сотню-другую долларов приобрести хорошую тиражную современную фотографию (галерея Lumas). А для тех, кто приходит на ярмарку не покупать, а посмотреть, приготовлен аттракцион “Коммуналка”. Семь художников все дни работы “Арт Москвы” (до 20 мая) будут жить и работать в огороженной стеклом комнате на глазах у любителей реалити-шоу.