Автомобильная гавань


Межведомственная комиссия при правительстве Ленинградской области 15 мая согласовала компании “Терминал “Новая гавань” (ТНГ) проект строительства терминала по перевалке автомобилей, сообщил пресс-секретарь областного комитета экономического развития Александр Бутенин. По его словам, мощность терминала составит 250 000 машин в год, а на втором этапе – еще 1,7 млн т контейнерных грузов. Он расположится на 54 га на северном побережье Финского залива близ бухты Вистино, недалеко от строящегося порта Усть-Луга. Инвестиции в него составят $120 млн, заработать терминал может через два года.

ТНГ связана общими акционерами с таможенным брокером “Российские транспортные линии” (РТЛ) и крупным петербургским дилером Nissan “Автопродиксом”, пояснил Денис Щербаков, заместитель гендиректора ТНГ и гендиректор РТЛ. По его словам, РТЛ обслуживает импортеров машин в Россию. ТНГ сейчас ведет переговоры с несколькими крупными иностранными транспортными компаниями, которые могут стать соинвесторами проекта, сообщил Щербаков, отказавшись назвать потенциальных партнеров.

В Петербурге и Ленобласти уже есть несколько подобных проектов. Компания “Усть-Луга” строит в одноименном порту перегрузочный комплекс “Юг-2” стоимостью 8,4 млрд руб., который предназначен, в частности, для перевалки до 360 000 автомобилей в год. В апреле инвестиционная комиссия Минэкономразвития одобрила выделение 2 млрд руб. на этот проект из инвестфонда.

В конце прошлого года петербургская группа “Осло Марин” запустила в петербургском порту автотерминал мощностью до 60 000 машин в год. Его планируется расширять, пока позволит территория, говорит президент “Осло Марин” Виталий Архангельский. По его мнению, все морские проекты по перевалке автомобилей будут востребованы. Сейчас, объясняет Архангельский, около 75% машин, импортируемых в Россию, поступают в перегруженные финские порты, а оттуда – на специальных грузовиках.

В прошлом году в Россию было ввезено около 720 000 новых и 260 000 подержанных иномарок, говорит аналитик “Метрополя” Александр Жуков. По его оценке, еще 2–3 года импорт будет расти примерно на 10% в год, но потом начнет падать на 20% ежегодно. В 2010 г. в полную силу заработают местные заводы Toyota, Nissan, Volkswagen и GM и потребность в импорте будет снижаться, считает Жуков. В 2009 г. темпы роста импорта автомобилей начнут замедляться примерно на 2 процентных пункта в год, но никакого падения не будет, возражает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.

В любом случае “Новая гавань” будет построена не зря: импорт готовых автомобилей может сократиться, но иностранные производители иномарок, открывшие свои заводы в России, будут нуждаться в складских площадях терминалов – ведь они повезут в Петербург машинокомплекты для сборки, уверен исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. О штамповке крупных деталей автомобилей никто из петербургских иностранных автопроизводителей пока не объявлял, напоминает Сахнова. Скорее всего автоконцерны будут локализовывать это производство, но очень не скоро, заключает она.