ИНТЕРВЬЮ: Андрей Стрелец, владелец “Омсквинпрома”


По данным Росстата, в 2007 г. “Омсквинпром” оказался на 4-м месте по объему производства водки в России. “Омсквинпром” опередили только такие акулы водочного бизнеса, как “Топаз”, “Кристалл” и “Веда”. Владелец и гендиректор “Омсквинпрома” Андрей Стрелец рассказывает о причинах рыночного успеха компании, о том, как придумал знаковый бренд “Пять озер” и почему Bacardi-Martini не удалось договориться с ним о продаже бизнеса.

– Как вы пришли в водочный бизнес?

– Не совсем простым путем. Я окончил Омский политехнический институт по специальности “вычислительные системы и сети”. Пришел на Омский электромеханический завод, где с большим интересом занимался разработками, необходимыми для запусков искусственных спутников. Там я даже получил звание лучшего молодого специалиста предприятия. Но потом наступили 90-е, и финансирование наших проектов свернули. Тогда я пробовал себя в разных сферах, даже пытался выращивать в подвале грибы на продажу. А в 1993 г. я с двумя товарищами основал компанию по розливу и оптовой торговле крымским и кубанским вином – “Омсквинпром”. Но однажды на меня наехали бандиты, державшие тогда Крым. Меня вызвали на “стрелку” и спросили: “Не много ли ты, парень, вина из Крыма увозишь?” Признаюсь: было страшно, тогда как раз волна убийств в Крыму прокатилась. В общем, я решил перейти на что-то более спокойное. Заработанные на вине средства были вложены в производство водки – гораздо больше подходящего для Сибири и более масштабного бизнеса.

– Вы единственный владелец компании?

– Сейчас мне принадлежит более 80% компании. Других владельцев я называть не буду.

– Вам комфортно в роли основного владельца и гендиректора одновременно?

– Да. Я предпочитаю сам отвечать за все стратегические решения. И ни на кого не перекладывать вину за ошибки.

– Маркетологи связывают успех бренда “Пять озер” с легендой о пяти целебных сибирских озерах. Кто придумал этот бренд?

– Идея принадлежит мне. О таежных озерах Линево, Данилово, Шайтан-озеро, Урманное и Потаенное, которые образовались много лет назад от падения на землю огромного метеорита, я знаю много интересного. По преданиям, вода этих озер, расположенных в 250 км от Омска, исцеляет от многих болезней, сейчас ее исследуют ученые. Говорят, что сибиряк Ершов в сказке про “Конька-Горбунка” использовал как раз легенду об этих озерах, окунувшись последовательно в которые можно выйти абсолютно здоровым добрым молодцем.

Поначалу мы действительно возили для производства водки воду из тех мест. И продажи нас радовали с самого начала. Мы и теперь каждую неделю отправляем на завод одну-другую цистерну с таежной водой, чтобы удача не отвернулась. И хотя я материалист, но в то, что эти озера приносят удачу, поверил.

– А иностранные рекламные агентства вы привлекали для брендирования и продвижения продукции?

– Мы обращались к помощи разных агентств, в том числе и иностранных. Но их идеи не были приняты. Ведущую роль в создании бренда сыграли специалисты нашей компании.

– Какие водочные бренды сейчас наиболее сильны в нише “Пяти озер”?

– По нашим данным, сейчас хорошо прирастают “Мороз и солнце” (орловский “Кристалл”) и водки “Союз-Виктана”. Очень удачным и сильным брендом я считаю “Зеленую марку” “Главспирттреста”, и жаль, что не мы это придумали. Ведь идея такого эмоционального ностальгического бренда просто витала в воздухе.

– Пуск прошлой осенью нового бренда – водки народного сегмента “Национальная валюта” – оказался удачным?

– Пока продажи “Нацвалюты” оставляют желать лучшего, но мы верим в этот бренд. Просто одни алкогольные марки выстреливают сразу, а другим требуется время на завоевание потребителя.

– “Омсквинпром” – довольно невыразительное название... Вы не собираетесь его менять?

– Да, у нас есть замысел переименовать компанию. Во-первых, сегодняшнее название не соответствует нашим претензиям на федеральный рынок. А во-вторых, к вину мы сейчас не имеем отношения, название – это наследие тех времен, когда фирма еще торговала вином. Иногда читаю публикации о компании и сам поражаюсь – что за “винпром”, совдеп какой-то... Но ренейминг пока в стадии разработки идеи, говорить о нем рано.

– Есть ли в планах акционирование “Омсквинпрома”?

– Вероятно, этот вопрос скоро встанет перед нами. Как раз тогда, когда нам потребуются более серьезные средства для развития. Но пока конкретных сроков назвать не могу.

– Насколько тяжелым стал для вас 2006 год, который называют провальным для алкогольной отрасли?

– Первая половина года была сложной, в первые месяцы мы несли потери из-за вынужденного простоя. Но быстро уладили все вопросы и стабилизировали сбыт. Дефицит импортного алкоголя на полках нам подыграл.

– По данным “Бизнес Аналитики”, “Омсквинпром” демонстрирует наибольшую динамику роста среди сибирских производителей алкоголя. Как вы считаете, за счет чего? И чем можно объяснить падение рыночных долей ваших сибирских конкурентов (“Винапа”, “Сибирского бальзама”, Мариинского спирткомбината)?

– Своими конкурентами мы считаем федеральные бренды. А региональные игроки... Во-первых, не всем удалось быстро оправиться от проблем с новыми акцизными марками. А потом, они, видимо, концентрировали усилия на локальных рынках, не заглядывая за горизонт. Сейчас противостоять федеральным компаниям, не расширяя географию сбыта, невозможно. Мы укрепили позиции, бросив силы на построение дистрибуции в регионах России. На продвижение “Пяти озер” мы тратили в 2005 и 2006 гг. по $5–6 млн, а в 2007-м планируем вложить $7 млн.

– За последний год “Омсквинпром” значительно расширил географию продаж. Продажи в каких регионах вас особенно радуют?

– Хорошо идут продажи на западе России и в Южном федеральном округе, а за Уралом мы были и остаемся традиционно сильны. Вообще, для расширения продаж главное – суметь закрепиться на розничных полках. Часто приходится слышать жалобы производителей на то, что это слишком дорого, особенно в московских сетях. Мы же рассуждаем категориями не “дорого – недорого”, а “выгодно – невыгодно”. Если выгодно – мы готовы платить любые деньги. Конечно, мы предпочитаем работать через дистрибуторов, но сети приобретают все больший вес. Сейчас они сами выбирают, чем торговать, и выходят на производителей с инициативами о прямых поставках.

Мы уже работаем таким образом с екатеринбургским Auchan, сетью “Монетка”, новосибирскими “Пятерочками”, а сейчас начинаем поставки в “Магнит”. Хотя прямые договоры с сетями предусматривают педантичную дисциплину доставки, но практика показывает, что наш уровень логистики их устраивает.

– Предполагаются ли какие-то неординарные маркетинговые ходы?

– Провокационных акций не планируется: программа продвижения “Пяти озер” довольно консервативна, как и сам бренд.

– Планируете облигационные займы, IPO?

– Пока нет. IPO во многом дань моде. Пока для выполнения наших стратегических целей, хоть они и амбициозны, мы обходимся без такого способа привлечения денег. Но мы уже задумываемся о выходе на публичные рынки.

– В прошлом году вам удалось удвоить оборот. Как при этом росла прибыль компании и сколько она составила?

– Прибыль увеличилась пропорционально росту оборота. Но мы не раскрываем этот показатель.

– Один новосибирский бизнесмен назвал Омск странным, не вполне капиталистическим городом, где для предпринимателя сохранить репутацию патриота важнее, чем получить прибыль.

– Доля истины в этом есть. Омичи действительно по-хорошему консервативны и патриотичны. Я люблю Омск. И понятно, что цель любого бизнеса – прибыль. Но пока удается совмещать: зарабатывать и оставаться патриотом.

– Наверняка к “Омсквинпрому” уже прицениваются монстры алкогольного бизнеса?..

– В прошлом году мы вели переговоры с представителями Bacardi-Martini, они оценивали наш технологический потенциал и интересовались приобретением долей в компании. Даже могу сказать, что была предложена хорошая цена. Дело в том, что в их портфеле как раз не хватает сильного бренда среднеценового сегмента. Водка Bacardi-Martini Grey Goose слишком дорога для того, чтобы занять существенную долю в России. Поэтому российское алкогольное предприятие им интересно как плацдарм для освоения рынка страны. Но мы посчитали продажу для себя преждевременной. В ближайшем будущем я не намерен продавать доли в компании.

– Расскажите о планах на 2007 год.

– Сейчас мы инвестируем $10 млн в модернизацию производства и планируем довести мощность до 10 млн дал в год. В 2007 г. мы поставили задачу выпустить 5 млн дал водки “Пять озер”.

– Вы, как и многие бизнесмены, инвестируете сейчас в девелопмент: строите торгово-офисное здание. Как еще вы диверсифицируете бизнес “Омсквинпрома”?

– Я совладелец омской сети супермаркетов “Астор”. Сейчас в сети 13 магазинов. Но оперативным управлением “Астора” не занимаюсь, поэтому не люблю, когда меня ассоциируют с ритейлом.

– Пьете ли вы собственную водку?

– Да, я пью “Пять озер”. Здесь я, может быть, субъективен, но от нее и правда не болит голова, даже если прилично выпьешь.