Стены помогут


Главной новинкой нынешнего фестиваля станет то, что обе его площадки – свои собственные. Это историческое здание Мариинского театра и концертный зал, выстроенный неподалеку. Раньше фестивальные концерты нередко шли в арендованных помещениях. Памятен скандал четырехлетней давности, когда пришлось отменить гастроли оркестра Метрополитен-опера с Джеймсом Ливайном в Большом зале Филармонии из-за несогласованности планов мариинского и филармонического начальства. Концерты стали устраивать после спектаклей, они затягивались за полночь – и меломанское удовольствие отравляла тревога насчет приближающейся разводки мостов. Теперь жизнь будет кипеть утром, днем и вечером на сценической и концертной площадках одновременно.

Публике приготовлены приманки трех сортов: фестивальные премьеры, звезды в текущем репертуаре и в сольных программах.

Из премьер главная – “Тоска” Пуччини. Имена членов постановочной бригады мало что скажут даже просвещенному зрителю, зато много говорит имя исполнительницы заглавной партии – Мария Гулегина. Валерий Гергиев аттестует певицу эпитетами тем более лестными, что на такие похвалы маэстро вовсе не щедр.

Покажут обновленного “Игрока” Прокофьева – режиссура одного и того же Темура Чхеидзе расположится уже в третьей сценографии, на этот раз Зиновия Марголина. Зато неизменен исполнитель роли Алексея – Владимир Галузин. Знаменитый тенор споет на “Звездах” еще и Канио в “Паяцах”.

Оперу Берлиоза “Бенвенуто Челлини” уже давали в концертном исполнении, теперь тот же Зиновий Марголин вместе с режиссером Василием Бархатовым облекут ее в сценические одежды – вернее, в подиумные: спектакль призван продемонстрировать мобильные возможности нового концертного зала, где нет сцены, а есть разнообразно изменяющийся пол.

Наконец, хореограф Питер Кванц представит свою версию Симфонии в трех движениях Стравинского – его балет называется “Прерванная ария”. Валерий Гергиев, прежде результата, уже сам факт приглашения этого молодого хореографа считает удачей.

Кроме Галузина и Бородиной явятся и другие питомцы мариинского гнезда. Анна Нетребко споет “Богему” и сольный концерт. Сольник и у баритона Василия Герелло. Диана Вишнева, проводящая основное время в American Ballet Theatre, где она principal, приедет станцевать два спектакля, Светлана Захарова, ныне балерина Большого театра, – один.

Еще три певца экстра-класса – завсегдатаи “Звезд” или сотрудники Гергиева. Превосходный бас Рене Папе, бывавший у нас не раз, нынче выйдет в “Дон Карлосе” и даст вечер арий из русских опер. А прославленное вагнеровское меццо-сопрано Вальтрауд Майер споет целую программу коронного Вагнера. С американцем Томасом Хэмпсоном, одним из лучших баритонов на свете, Валерий Гергиев выступал на гастролях, пришла пора представить его дома – в сольном концерте.

В прошлом году в рамках “Звезд” играл (потрясающе) Лондонский симфонический оркестр – это был ауфтакт перед вступлением Гергиева в должность его главного дирижера. Сейчас маэстро снова встанет за пульт London Symphony – в день 125-летия со дня рождения Игоря Стравинского: это будет одна из многих программ, посвященных юбилею.

Второй главный композитор фестиваля – Густав Малер: продолжится начатый в концертном зале цикл его симфоний (включая циклопическую Восьмую).

Оркестром Мариинского театра кроме его худрука продирижируют Пааво Ярви и любимец Петербурга Эса-Пекка Салонен. Изысканную программу сыграет камерный ансамбль Венских филармоников. Солисты-скрипачи – тоже любо-дорого послушать: Максим Венгеров, Вадим Репин и Николай Цнайдер.

Отрадно, что в грандиозной серии из 90 спектаклей и концертов значительное место занимают сочинения XX в., а увенчаются эти просветительские труды музыкой и вовсе новой – российской премьерой оперы Родиона Щедрина “Очарованный странник”: ее концертное исполнение пройдет под управлением все того же неутомимого культуртрегера Валерия Гергиева.