Не заметили, кто ушел


Больше половины москвичей (70,3%) не заметили изменений на рынках после 1 апреля, когда мигранты утратили право на них торговать, или затруднились сказать, что изменилось, выяснили социологи компании “Башкирова и партнеры”. Негативные изменения заметили немногие (опрошено 500 москвичей): сокращение числа продавцов – 18,1%, рост цен – 9,5%, сокращение ассортимента – 4%. Зато 11,9% опрошенных довольны, что стало меньше грязи, повысилась культура обслуживания.

Рост цен сильнее других ощутили пенсионеры, а чистоту – студенты. “О запрете было известно заранее, и торговцы успели подготовиться, поэтому радикальных изменений потребители не увидели”, – замечает руководитель отдела социально-политических исследований компании “Башкирова и партнеры” Александр Музафаров. Жители регионов могли больше пострадать, ведь там рынки посещает большая доля потребителей, предупреждает ведущий научный сотрудник Центра изучения социокультурных изменений Людмила Беляева.

Лишь каждый пятый москвич (21,8%) отметил, что постоянно посещает рынки. Остальные заходят туда иногда (28%), очень редко (24,4%) или никогда (25,4%). Завсегдатаи московских рынков – пенсионеры: для двух третей это основной источник продовольствия. Чем моложе респондент, тем реже он заходит на рынок. В основном москвичи покупают там овощи и фрукты, также заходят за мясом, молочными изделиями, рыбой, колбасой, орехами и специями.

По данным ВЦИОМ, в апреле исход иностранцев с рынков заметили 45% постоянных посетителей. Но 60% покупателей тогда сказали, что цены не изменились, ассортимент и качество продуктов остались прежними.

Проверяя московские рынки, сотрудники ГУВД и миграционной службы Москвы к середине апреля привлекли к административной ответственности 233 иностранца. К 8 мая, по данным Росстата, на розничных рынках Москвы пустовало каждое третье торговое место. Цены на фрукты и овощи в апреле выросли на 3,1% (в апреле 2006 г. – подешевели на 0,3%).

Граждане готовы терпеть неудобства, лишь бы не видеть мигрантов на рынках, отмечает директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Поэтому они готовы не замечать негативных последствий запрета. Больнее всего рост цен ударит по низкодоходным группам населения и мелкому бизнесу, производящему дешевые товары, полагает Гимпельсон.