Выгодные знакомства


Инвесткомпания “Финам” впервые обнародовала финансовые показатели принадлежащего ей сервиса интернет-знакомств Mamba.ru. Его выручка за 2006 г. составила $7,3 млн, чистая прибыль – $3,4 млн, а рентабельность по EBITDA – 47%, рассказал “Ведомостям” руководитель направления “Интернет-проекты” “Финама” Сергей Михеев. В I квартале доходы Mamba.ru выросли почти на 49,3% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Основной доход компании приносят услуги, оплачиваемые при помощи sms-сообщений. “Пользователь, желающий поднять свою анкету в рейтинге, отправляет сообщение, а мы на этом зарабатываем”, – поясняет гендиректор Mamba.ru Андрей Бронецкий.

Ежемесячно компания получает по 3 млн sms, зачисляя себе в доход 60% их стоимости. Другие 40% забирает сотовый оператор. “Мы слишком много платим операторам, – сетует Бронецкий. – Лучше бы пользователи покупали услуги Mamba.ru с помощью других видов платежей – электронных денег или банковских карт”. Пока доля таких платежей всего 5%, но в ближайший год она вырастет “в разы”, надеется он. Sms были и остаются самым удобным и быстрым методом оплаты, не соглашается издатель MoneyNews Виктор Захарченко: с их помощью можно платить, не имея счета в банке, и не беспокоиться о безопасности банковской карты. “Массового оттока пользователей в сторону электронных денег не будет – ни одна транзакция не сравнится по скорости и простоте с sms”, – убежден он.

По прогнозам “Финама”, выручка Mamba.ru будет расти на 50–65% в год за счет как роста рыночной доли этого сайта, так и увеличения причитающейся ему части платежей пользователей, отправляющих sms. “Финам” готов выйти из этого бизнеса, когда годовая выручка Mamba.ru достигнет $30–40 млн. Стоимость всей компании тогда будет составлять, по расчетам ее акционера, $100–130 млн.

Высокую рентабельность бизнеса на знакомствах аналитик “Атона” Татьяна Капустина объясняет минимальными затратами на обслуживание сервиса: нужно лишь поддерживать платформу и платить зарплату нескольким сотрудникам. По словам Бронецкого, затраты не так уж малы: половина доходов Mamba.ru от sms уходит на оплату услуг ее интернет-партнеров – например, Mail.ru и Rambler.ru, которые размещают у себя на сайтах ссылки на службу знакомств. Но основная ценность такого рода проектов – контент, а здесь его создают сами пользователи, загружая свои анкеты на сайте, продолжает Капустина.

По оценке iKS-Consulting, Mamba.ru занимает 85% рынка знакомств в Рунете (по количеству пользователей и выручке). Главный конкурент Mamba.ru – сайт знакомств Damochka.ru, которым владеют Rambler Media (51%) и интернет-холдинг eHouse (49%). По собственным данным этого сайта, на нем размещено 2,1 млн анкет, а активных пользователей (тех, кто время от времени посещает сайт) – около 1 млн. Правда, с недавних пор на второе место по количеству размещенных анкет претендует Loveplanet.ru, принадлежащий РБК: его массированная рекламная кампания началась в Рунете и на ТВ лишь в январе этого года, но, по данным сайта, информацию о себе на нем разместили уже почти 5,5 млн человек. Количество активных пользователей Loveplanet.ru не раскрывает.

“Хорошие финансовые показатели для сервисов онлайн-знакомств – это не только интерес аудитории к данной теме, – уверен представитель Rambler. – Многое связано с выбором платежного инструмента. Микроплатежи [с помощью sms] серьезно ускорили развитие этого сектора”.

У компании Mail.ru нет своей службы знакомств, она выступает партнером Mamba.ru. Не планирует пока создавать отдельную службу знакомств и крупнейшая по выручке российская интернет-компания “Яндекс”. У нее уже есть три социальных проекта, которые компания считает сервисами для общения и знакомств, – “Мой круг”, “Яндекс.Фотки” и находящийся на стадии тестирования Ya.ru, говорит руководитель пресс-службы “Яндекса” Михаил Ушаков. Рано или поздно эти сервисы начнут приносить доходы: они находятся на одном портале с поисковой системой, у которой своя бизнес-модель, добавляет он.