НА КОНТИНЕНТАХ: Под стук колес


Кто не любит быстрой езды?

В начале апреля этого года Франция в очередной раз удивила мир: 2-этажный скорый поезд нового поколения V150 на опытном участке железной дороги развил скорость 574,8 км/ч! Это уже равнозначно полету небольшого самолета. Французы, отмечает газета International Herald Tribune, побили свой собственный рекорд 1990 г. – 515,3 км/ч. Правда, V150 немного недотянул до рекорда, уставленного в 2003 г. японским поездом Maglev – 581 км/ч, но “японец” скользил по магнитной подушке, а “француз” ехал по рельсам на колесах – это разные технические решения.

Регулярные рейсы V150 начнутся в июне этого года по маршруту Париж – Страсбург, номинальная скорость движения составит 300 км/ч. Это гораздо больше скорости ныне курсирующего французского фирменного скорого поезда дальнего следования TGV. Подобные быстрые экспрессы есть и в других странах Европы, включая Германию.

Высокие скорости делают и без того популярные в Европе фирменные поезда безусловными лидерами пассажирских перевозок. Вообще, западные европейцы уже давно привыкли к быстрой езде: самый обычный скорый поезд преодолевает за час около 200 км, что, к примеру, в 2,5–3 раза выше скорости российских, с позволения сказать, фирменных экспрессов, которые на многих участках не едут, а буквально ползут, чему виной допотопные железные дороги России, не рассчитанные на наращивание скоростей.

В Западной Европе еще лет 10 назад считалось, что самолет – это привилегия деловых людей, предпочитающих скорее экономить время, чем деньги, а поезда рассчитаны на никуда особенно не торопящихся граждан, к тому же не обремененных большими доходами. В последние годы ситуация в корне изменилась. Сейчас именно бизнесмены наряду с многочисленными туристами стали предпочитать поезда.

Отель на колесах

Создается впечатление, что вся Западная Европа сегодня стронулась с места: как и в США, здесь все куда-то едут. Но если американцы перемещаются, как правило, на автомобилях (на выходные и в отпуск выезжая на автомобилях-домах), то западные европейцы в своей основной массе отдают предпочтение поездам. Причин три: это быстро, выгодно, удобно. Можно спокойно ехать, расслабиться, потому что нет тебе ни полицейских, ни пробок. Не надо думать о парковке, о заправке машины, беспокоиться о пропитании и ночлеге.

Фирменный поезд – это отель на колесах. Там есть вагоны-рестораны или кафе-бары. В поездах дальнего следования в стоимость билета 1-го класса входят свежие газеты и журналы, регулярное 4-разовое питание, напитки и вино (вместо одного из основных блюд), а также чай или кофе (периодичность питания и набор блюд зависят от дальности поездки и от времени суток) – все это подается прямо в купе.

Там можно звонить по обычным телефонам (установлены в вагонах-ресторанах) и с помощью специальных разъемов подключать переносной компьютер. Купе в вагонах 1-го класса чаще всего 1- и 2-местные. В каждом таком купе есть туалет с умывальником.

В дневных поездах, курсирующих на небольших расстояниях, в вагонах 1-го класса в купе предусмотрено 3–6 сидячих мест. В 1-м классе можно спокойно вытягивать вперед ноги – места хватит. В некоторых фирменных поездах в салонах установлены телевизоры со специально подобранными программами.

В вагонах 2-го класса отсек рассчитан на 6–8 человек, и ноги приходится уже поджимать. Во 2-м классе купить поесть можно с лотков и тележек, которые разносят официанты. А при случае на продолжительной стоянке – выйти на перрон, где почти повсюду есть буфеты, магазинчики и кафе, в которых можно утолить голод и жажду.

Санитарные удобства в вагонах 2-го класса расположены на концах вагона. Надо сказать, в некоторых поездах вагоны 2-го класса не намного уступают в удобстве вагонам 1-го, зато проезд там в 1,5–2 раза дешевле. По этой причине во 2-м классе ездит особенно много молодежи.

Поезд – бесспорно лучший способ путешествия по Западной Европе с ее относительно небольшими расстояниями. Самолет – это аэропорты, до которых еще надо добраться, а по прибытии нужно ловить такси, водители которых, проявляя международную солидарность, везде стараются ободрать туриста как липку. К тому же вылет может задержаться из-за неблагоприятных погодных условий, а поезду дождь и град – не помеха.

Очарование видов, мелькание за окнами поезда людей, станций, перронов, вывесок, деревень и городов, возможность ближе познакомиться с местной жизнью позволяют туристам на время поездки почувствовать себя местными. Кроме того, во время путешествия по железной дороге можно смаковать время, наслаждаться, так сказать, самим процессом, что и нужно в настоящем отпуске. Впечатлений хватит на весь год.

Знания в совершенстве местных языков в Европе, в принципе, не требуется, хотя немножко разговорного английского, конечно, не помешает. Но главное – улыбка и доброжелательное отношение. И тогда no problem!

В путешествиях по железным дорогам Западной Европы особенно удобно то, что поезда приходят в центр города. Можно осматривать достопримечательности, отдыхать и уезжать в следующий, не менее интересный город. Можно пересесть на другой поезд или на метро. На городских вокзалах для выхода в город, пересадки на другой поезд, местную электричку или на станцию метро всегда можно воспользоваться лифтами или эскалаторами.

Вагончик тронется

Для тех, кому не приходилось ранее ездить по железным дорогам Западной Европы, будет нелишним кое-что узнать. Прежде всего там множество разного типа поездов и вагонов.

Поезда бывают пригородные, региональные, скорые, высокоскоростные, ночные и дневные. Основное деление вагонов – 1-й и 2-й классы. Обычно (но не всегда) вагоны 1-го класса можно узнать по проведенной по ним желтой полосе, у 2-го класса полоса зеленая. Иногда на вагонах у входа просто стоят цифры – 1 или 2. В местных и пригородных поездах вагон тоже может быть поделен на отсеки 1-го и 2-го классов. В 2-этажных вагонах 1-й и 2-й этажи иногда относятся к разным классам. Чтобы перейти из низшего класса в высший, достаточно доплатить проводнику.

В соответствии с названиями ночные поезда ходят только с вечера до утра, дневные – только с утра до вечера. Нужно выбирать, что удобнее и выгоднее. Все дневные поезда имеют только сидячие места, ночные – сидячие и лежачие (очень редко – только лежачие). Вагон дневных поездов – это ряды мягких кресел (в пригородных и региональных поездах, а также в вагонах пониженной классности – жестких сидений), иногда со столиками между ними, иногда – без. Столик может быть рассчитан только на одного пассажира, иногда его надо делить с соседом.

В поездах дальнего следования часто встречается тип вагона, поделенного на купе по 6–8 сидений. Бывает и так, что часть салона открыта, а часть поделена на купе. Подобное деление можно встретить в немецких поездах.

Почти во всех ночных поездах также есть сидячие вагоны. Опять же, заплатив некоторую сумму проводнику, можно попасть в вагон с так называемыми кушетками. В купе такого вагона обычно шесть кушеток – по три кушетки одна над другой с каждой стороны. На незатейливой кушетке постелена чистая простыня и есть весьма скромных размеров подушка.

Конечно, лучше всего ночью спать в нормальном купе спального вагона. Спальные вагоны отмечены нарисованной у входной двери кроватью. Они поделены на 1- и 2-местные спальни. Довольно часто встречаются и 3-местные.

Еще одно деление – вагоны для курящих и для некурящих. Довольно часто каждый вагон делится на две неравные части: поменьше – для курящих и побольше – для некурящих. Курить в коридорах, тамбурах и туалетах запрещено, и это правило строго соблюдается.

В пути следования главный человек в поезде – кондуктор. В дневных поездах он нередко один на весь состав. Естественно, проверяет билеты он довольно долго. Некоторые этим пользуются и пытаются проехать зайцем. Но это чревато немалым штрафом. Во Франции, к примеру, он составляет 108 евро. Это сопоставимо с молодежным проездным льготным билетом. А в Британии зайцам вообще делать нечего: там, как правило, билеты проверяют еще на платформах.

Иногда кондукторов двое. Они не только проверяют билеты, но и выполняют функции проводников: следят за порядком, продают, если требуется, билеты, дают свистком сигнал к отправлению и закрывают двери вагонов. А вот открывать двери пассажиры обычно должны сами.

Как правило, пассажиры приобретают билеты или многоразовые проездные без бронирования конкретного физического места, но на некоторых поездах, например TGV, резервирование места с указанием его номера требуется в обязательном порядке. За это взимается плата в несколько евро.

Найти нужный путь

Неожиданности могут подстерегать туриста на каждом углу нового вокзала, в каждом новом большом городе. Например, в Британии может взиматься разная плата за проезд на одном и том же маршруте в поездах, в принципе, одинаковых по типу. Это связано с тем, что поезда могут принадлежать разным компаниям.

Довольно сложна и запутанна, по крайней мере на первый взгляд, западноевропейская система обозначений. Единой строгой системы обозначений нет – в каждой стране свои нормы. К примеру, там не указываются платформы, что для россиян необычно, но зато есть пути, очень много путей, порядок нумерации которых даже трезвого человека может довести до неадекватных поступков. Поэтому лучше всего повнимательнее приглядываться к указателям и почаще смотреть на табло. Символ “i” (Information) на столбе, вывеске, табло везде одинаков.

На некоторых вокзалах на перронах или в зале ожидания вывешиваются табло-диаграммы, на которых указывается расположение тех или иных поездов. По этим диаграммам можно, в принципе .правда, не без некоторых интеллектуальный усилий), в конце концов определить, когда, как и где встанет нужный поезд.

Такая же информация иногда появляется и на путевых табло, висящих обычно у входа на платформу. Но это бывает далеко не всегда. Обычно там указывается, какой поезд и когда отправляется с данного пути, перечисляются основные пункты его маршрута. Там также может вывешиваться дополнительная информация, например об обязательном резервировании мест или доплате в данном поезде, а также об опоздании поездов.

Солидным путешественникам и родителям с маленькими детьми билеты лучше приобрести заранее и заранее резервировать места. Во-первых, это избавит от необходимости задавать лишние вопросы в незнакомом городе, во-вторых, не придется суетиться и искать, где бы поудобнее устроиться. Особенно это актуально для ночных переездов. Дело в том, что во многих фирменных поездах пассажиры, войдя в вагон, занимают любые свободные места (в России такое правило действует только в пригородных электричках). Правда, за резервирование мест придется дополнительно заплатить (за простые места – от 2 евро, за спальные – до 20 евро).

Кстати, в данном случае подтверждаются преимущества путешествия семьей или группой. Если турист едет один, то, отлучившись, он может лишиться места – его могут занять и человеку придется на пальцах объяснять, что это его “законное” место. В то же время оставлять вещи, сумку, ноутбук, книжку или еще что-либо на кресле в знак того, что место занято, нежелательно – преступность в Западной Европе, увы, не искоренена.

Катайся больше, плати меньше

Европейские фирменные поезда хороши тем, что они демократичны. На них могут ездить не только состоятельные люди, но и простые студенты, да и вообще все желающие. Все дело в разных системах скидок, умело воспользовавшись которыми можно колесить по всей Западной и Центральной Европе чуть ли не бесплатно. Хотя билеты на все поезда сами по себе довольно дорогие.

Как уже было сказано, путешествовать с экономической точки зрения лучше всего семьей или группой – от двух человек и более, билеты надо заказывать заранее туда и обратно. Билеты на детей от 4 до 11 лет включительно стоят половину взрослого билета, а за детей до 4 лет плата не взимается. В Швейцарии дети до 16 лет могут ездить с родителями бесплатно, в Германии за детей от 6 до 15 лет включительно надо платить половину стоимости взрослого билета, в английских поездах половину стоимости взрослого билета надо платить за детей от 5 до 15 лет, но есть системы значительных скидок. Кроме того, граждане старше 60 лет тоже могут пользоваться льготами – до 30% от полной стоимости проезда.

Большие льготы предлагаются молодым людям до 25 лет включительно, со скидкой 20–35% они могут приобрести льготные проездные билеты – правда, только в вагоны 2-го класса.

В некоторых странах можно получить скидку, если приобрести двойной билет – туда и обратно. Экономия на некоторых маршрутах может достигать 30%, а то и больше. Скидки можно получить и приобретая билеты заранее. Железнодорожным компаниям такая предоплата выгодна. Поэтому, если заранее покупать билеты туда и обратно на семью или группу туристов, то скидки будут внушительными – на ряде маршрутов до 75%! Есть также разного рода скидки, которые действуют по отдельным направлениям, в отдельные дни, времена года и время суток.

Вообще, самые дорогие билеты во всей Западной Европе на проезд по железной дороге продаются в Британии, зато и скидки там, пожалуй, самые достойные. К примеру, один взрослый билет Лондон – Эдинбург в один конец стоит 94 фунта стерлингов. Тот же билет туда и обратно, купленный заранее, стоит всего лишь 25 фунтов. Приличные скидки и в Германии. Допустим, три взрослых билета Кельн – Мюнхен в один конец в общей сложности стоят 672 евро. Если же билеты покупаются сразу одной группой (три человека) заранее и туда-обратно, то за них надо выложить всего лишь 224 евро.

А вот пример поезда Eurostar. Там четыре вида вагонов. Стоимость проезда в один конец для одного взрослого человека на маршруте Лондон – Париж в зависимости от удобств, т. е. от вагона, составляет $124, $205, $277 и $399. Если же взять билет туда-обратно, то цена первых двух самых дешевых мест уменьшается соответственно до $93 и $148. Это без учета других скидок.

Билет повсюду

Одно из больших преимуществ фирменных поездов – приобретение заранее льготных проездных билетов. Называются они Railpasses и, по сути, открывают неограниченные возможности для путешествия на любой вкус по разным направлениям в разных сочетаниях и на разных поездах. Можно выбрать несколько стран, можно – один регион, можно ездить только по югу или по северо-западу Западной Европы. Существуют две основные опции проездных железнодорожных билетов: Eurail Global Pass и Eurail Select Pass.

Eurail Global Pass предлагает 10, 15, 21 или 30 дней неограниченных поездок по 18 странам Европы в вагонах 1-го класса. У этого проездного есть несколько вариантов на выбор,

например со скидками для путешествующих вдвоем или группой. В программу Eurail Global Pass входят Австрия, Бельгия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Голландия, Венгрия, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Ирландия, Румыния, Испания, Швеция и Швейцария. Проездной билет действителен в течение шести месяцев со дня покупки.

Отправившись в путешествие с этим проездным билетом, можно сойти на любой станции на несколько минут или часов, а потом сесть на следующий такой же поезд или сделать пересадку на другой экспресс. Можно, например, уделить больше внимания Франции и провести там больше дней. Или один день нежиться на пляжах Лазурного Берега, другой – на Коста-Брава, а ночью, используя фирменные поезда как гостиницу, переезжать из Франции в Испанию и наоборот. В любом случае при желании в течение двух недель можно увидеть несколько столиц, побродить по узким улочкам городов-музеев, оценить местное пиво в пабах, полюбоваться Атлантическим океаном, искупаться в Средиземном море и почувствовать себя в конце путешествия стопроцентным европейцем.

В случае, если есть необходимость посетить страну, не входящую в программу Eurail Global Pass, или проехать из одной страны – участницы программы в другую через страну, не вовлеченную в систему, придется покупать отдельный билет.

Еще один проездной билет – Eurail Select Pass дает возможность выбрать 3–5 из граничащих между собой 22 европейских стран, по которым можно ездить в вагоне 1-го класса сколько угодно в течение пяти, шести, восьми, 10, 15 или 30 дней (Бельгия, Голландия и Люксембург считаются как одна страна). Этот проездной тоже позволяет здорово экономить. По его предъявлении предоставляются скидки на прогулочные речные и озерные теплоходы, междугородные автобусы, экскурсии по достопримечательным местам и посещение музеев.

На проездных билетах указаны дни их беспрерывного действия. Поэтому каждый день целесообразно использовать с толком. Не использованные на поездки по железной дороге дни не переносятся, а сгорают.

Проездной билет – это персональный документ, его нельзя передать другому лицу. Для граждан старше 25 лет проездные билеты Eurail Select Pass продаются только 1-го класса. Люди моложе могут приобрести билеты Eurail Select Pass 2-го класса.

В разных государствах есть свои варианты проездных билетов на железнодорожный транспорт. Они также позволяют экономить деньги и время, предлагая разные дополнительные и подчас необходимые услуги. Так, в некоторых странах железнодорожные проездные билеты дают возможность свободно перемещаться и на городском общественном транспорте, включая метро. Например, в Швейцарии это проездной билет Swiss Pass, а во Франции – Paris Visite Card.

Карта “Евро Домино” – обычный льготный проездной билет многоразового использования для проезда по железным дорогам Западной Европы. Eurodomino Pass позволяет путешествовать от трех до восьми дней по одной из 27 стран Европы и Северной Африки. В программу EuroDomino входят Австрия, Бельгия, Болгария, Чехия, Хорватия, Дания, Финляндия, Германия, Британия, Греция, Венгрия, Ирландия, Люксембург, Македония, Марокко, Голландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швеция, Швейцария, Турция, Югославия. Плата за некоторые услуги, включая бронирование мест, оплату постельных принадлежностей, взимается отдельно, другие входят в стоимость билета. С помощью этого проездного билета можно добраться до страны назначения со скидкой. Недостаток этого проездного билета заключается в том, что, во-первых, он дает возможность льготно путешествовать только по одной стране, во-вторых, его не признают некоторые европейские поезда класса люкс.

В общем, прежде чем купить какой-либо проездной железнодорожный билет, нелишне будет разобраться, что к чему, и четко представлять, что именно требуется. Возможно, интереснее и выгоднее взять другой проездной? А купив проездной, стоит изучить повнимательнее правила пользования, поскольку некоторые проездные надо компостировать перед первой поездкой либо вписывать туда даты и маршруты поездок.