Тициан по случаю


Выставка “Европа – Россия – Европа” впечатляет в цифрах: 100 произведений из 48 музеев 27 стран, бюджет около 1,14 млн евро (700 000 евро выделил Евросоюз, 1,5 млн руб. – Федеральное агентство по культуре и кинематографии, остальное – спонсоры), два года подготовки. Возвышенна и демократична идеология проекта – собрать со всех европейских стран по три произведения (средневекового или классического периодов, модернизма, актуального послевоенного искусства), характерных для становления национальных художественных школ, важных для национального самосознания. Осуществить такой проект – трудовой подвиг. Про подвиг всегда хочется знать, ради чего он. В данном случае – во имя идеи европейской открытости и общности.

История искусств, правда, такой выставке мешает, потому что политкорректности не знает. Три картины от Италии – это не то что три картины от Словении. Тем более что в экспозиции произведения представлены в хронологическом, а не в географическом порядке – т. е. в прямом сравнении, которое многим странам трудно выдержать. Хорошо, что не все европейские страны – лидеры в области искусства прислали на выставку в Третьяковку свое самое главное, зато страны поменьше постарались.

Постарались и хозяева. От России сверх регламента на выставке представлено много больше трех картин. Иконы, а с них выставка начинается, – почти все главные религиозные святыни и сливки коллекции Третьяковки: рублевская “Троица”, знаменитые “Спас Нерукотворный” и “Богоматерь Владимирская”. Рядом с ними великолепная шитая плащаница XV в. из Румынии, надо сказать, смотрится как родная. Великое католическое средневековое искусство представлено как раз не главными европейскими культурными центрами – лиссабонским, люблянским и братиславским музеями, но очень достойно. Хорошо, что Италия в этом разделе участия деликатно не приняла – кто бы не померк рядом с Джотто?

Италия и так поставила на выставку абсолютный шедевр – “Венеру, завязывающую глаза Амуру” Тициана из галереи Боргезе, которая, что и следовало ожидать, затмила своей золотой мягкостью все вокруг. Испания, у которой тоже был большой выбор в разделе классической живописи, показала “Святого Павла, отшельника” Хосе де Риберы, а в разделе модернизма – “Памятник испанцам, павшим за Францию” Пикассо. Куратор выставки Екатерина Селезнева очень довольна, что это хотя и не “Герника”, но тоже очень идейно подходящая выставке картина.

По идейным соображениям Россия в разделе модернизма выставила “Утро стрелецкой казни” Василия Сурикова. По словам Селезневой, эта картина, живописный шедевр, показывает, как тяжело прорубал Петр I окно в Европу. Зато по части XX века Третьяковка не знает конкуренции: “Черный квадрат” Малевича, “Над городом” Шагала, “Импровизация холодных форм” Кандинского. Тут нам даже Франция с превосходным натюрмортом Матисса – не конкурент.

Конечно, выставка “Европа – Россия – Европа” создавалась не ради соревнования, а ради всеевропейского художественного единства. Но как же на выставке избежать сравнений? Всегда что-то восхищает, а что-то оставляет равнодушным. Не обошлось и без политики. Латвия, например, отметилась четырьмя картинами, созданными исключительно в короткий период национальной независимости страны. А Литва, от которой ожидали любимого советскими людьми Чюрлениса, вдруг выставила пейзаж “Улица Тилто в Вильнюсе” петербуржца Мстислава Добужинского, литовца по отцу, после революции принявшего литовское гражданство. Эстония мотивировала отказ от участия в проекте опасением за сохранность работ.

Но выставку с благородным политическим подтекстом не стоит рассматривать слишком пристально. Нашелся повод привезти к нам картины немцев Кранаха и Каспара Давида Фридриха, англичан Тернера и Сарджента – и хорошо. А возможность взглянуть на “Венеру” Тициана – и вовсе праздник, неважно, что приуроченный к саммиту в Самаре.

Выставка продлится до 29 июля.