Главный заемщик


“Российские железные дороги” (РЖД) собираются до конца 2010 г. разместить рублевые облигации на 150 млрд руб., рассказал вчера первый замначальника департамента корпоративных финансов компании Юрий Новожилов. Сейчас долг РЖД – 140 млрд руб., но из них только 43 млрд руб. размещены на рынке рублевых облигаций, цитирует Новожилова “Прайм-ТАСС”. До 2009 г. соотношение долга к выручке компании не превысит 10%, а в 2010 г. планируется на уровне 24%, прогнозирует финансист.

Общий долг РЖД к концу 2010 г. составит порядка 350 млрд руб., из них на лизинг придется до 120–140 млрд руб., а на рублевые заимствования – 200 млрд руб., продолжает Новожилов. Он рассчитывает, что в 2008–2010 гг. РЖД “сможет занимать без существенной премии на срок до 15 лет”.

Одалживая деньги в таких масштабах, РЖД может стать крупнейшим рублевым заемщиком на российском рынке. Сейчас в обращении находятся выпуски рублевых бондов ВТБ на 35 млрд руб., “Газпрома” и Федеральной сетевой компании на 30 млрд руб., напоминает аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Больше, чем РЖД, в рублях занимают лишь Москва и Московская область – 79 млрд руб. и 54 млрд руб.

Столь крупные займы РЖД в будущем не связаны с текущими долгами монополии по облигациям, уверен Галкин. Даже с учетом нынешнего долга по бондам в 43 млрд руб. сомнений в кредитоспособности компании у инвесторов нет, полагает он. Аналитик “Тройки Диалог” Александр Кудрин соглашается, что рынок вполне сможет переварить выпуски займов РЖД: “Они – один из лучших заемщиков”.

Привлечение инвестиций связано с текущими потребностями РЖД по ряду проектов, а размещаться облигации будут постепенно на протяжении почти четырех лет, рассказывает Кудрин, знакомый с планами РЖД по размещению облигаций.