“АвтоВАЗ” хочет бастовать


О том, что работники “АвтоВАЗа” недовольны зарплатой, “Ведомостям” рассказал председатель профсоюза АСМ Николай Карагин.

На прошлой неделе он отправил президенту группы “АвтоВАЗ” Владимиру Артякову письмо с требованием повысить зарплату на 3% и постоянно индексировать ее на уровень инфляции. Это уже не первое письмо, утверждает он. В декабре 2006 г. профком требовал повышения зарплаты на 7% с 1 января, рассказывает Карагин, но зарплаты были увеличены с 1 марта и только на 5% – средняя зарплата на заводе выросла с

12 850 до 13 490 руб.

На конференции по коллективному договору 17 марта профсоюз требовал повышения зарплаты на 3% с 1 апреля, продолжает Карагин. Это требование не было выполнено. Карагин предупредил руководство завода, что может инициировать процедуру коллективно-трудового спора, которая выльется в забастовку.

Официальный профсоюз “АвтоВАЗа” впервые пошел на открытый конфликт с руководством завода. Лидер профкома “Единство” Петр Золотарев поддержал коллег. Он заявил “Ведомостям”, что не остановится перед забастовкой, даже если она приведет к полной остановке предприятия.

Представитель завода говорит, что “АвтоВАЗ” регулярно индексирует зарплату в зависимости от стоимости потребительской корзины в Самарской области: в 2006 г. зарплата выросла на 11%, в этом году “АвтоВАЗ” увеличил ее еще на 5%, рост за год составит 10%. Средняя зарплата, по словам представителя завода, считается без учета премий, а льготы достигают 40% от размера оклада. Коллективный договор, в котором прописаны условия индексации, был согласован с профсоюзом в марте, а следующая индексация запланирована на конец II квартала, обещает представитель завода.

Выполнение требований профсоюза может дорого обойтись “АвтоВАЗу”. В месяц все 110 000 работников завода получают 1,48 млрд руб. ($57,1 млн). Повышение зарплаты на 3% обойдется примерно в $1,7 млн в месяц. По данным автозавода, фонд заработной платы в 2006 г. составил 20,8 млрд руб. ($800 млн). Трехпроцентное повышение зарплаты стоило бы заводу около $25 млн за год, или четверть чистой прибыли за 2006 г., подсчитал аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Это добавит 800 руб. к себестоимости каждого автомобиля.

“АвтоВАЗу” еще повезло, констатируют эксперты: работники всеволожского завода Ford требуют гораздо больше (см. врез). “АвтоВАЗу” необходимо всерьез заняться оптимизацией затрат, говорит Чуйко. Он думает, что для бизнеса “АвтоВАЗа” лучшим решением было бы договориться с профсоюзами о сокращении части персонала. Производительность труда на “АвтоВАЗе” по сравнению с западными компаниями очень низкая, соглашается исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, но “АвтоВАЗ”, который дает работу целому городу, не может позволить себе сокращать сотрудников.