Балет планеты – за два дня


Несмотря на французское название (у него нет адекватного перевода на русский), “Бенуа де ля данс” – типичное отечественное предприятие. В 1992 г. Юрий Григорович, под которым шаталось кресло главного балетмейстера Большого театра, воспользовался положением президента Международного союза деятелей хореографии и учредил собственный балетный приз. Повелев ему быть балетным “Оскаром”, Григорович пригласил в жюри педагогов и хореографов мировой величины. Каждый из них привозил с собой кассеты с записями собственных учеников и спектаклей, из которых и складывался конкурс. Не так давно организаторы нашли наконец оптимальную форму существования “Бенуа” – они трансформировали его в фестиваль: номинанты текущего года танцуют параллельно с вручением наград, а днем позже выступают лауреаты прежних лет. Принцип отбора лучших не стал прозрачнее, но теперь за два дня в кресле Большого театра можно увидеть обзор международного положения в балете.

В этом году он вновь зафиксировал, что впереди планеты – театры с многовековой историей. На этот раз – Opera National de Paris, в которой вырастили лучшего танцовщика (Эрве Моро) и балерину (Аньес Летестю), а также Большой (с француженкой награду разделила Светлана Лунькина). А наиболее интересная хореография рождается вдали от академических монстров: победитель-хореограф Мартин Шлепфер поставил свой “Струнный квартет” в крошечном немецком Балете Майнца. В отсутствие получившей травму Летестю лидерство в концертных программах взяли на себя ее ровесники: коллеги по парижскому театру Лоран Илер, Мануэль Легри, Изабель Сьяравола, прима Мариинки Ульяна Лопаткина, которые демонстрировали не только хореографию, но и собственные легенды в обстоятельствах, предложенных Бежаром, Роланом Пети и Ноймайером. Конкуренцию им неожиданно составила лишь 24-летняя Виктория Терешкина, также представляющая Мариинский театр. Она пока не является обладательницей “Бенуа”, но рождение балетных звезд не подчиняется регламенту никаких институций и поставить его на конвейер невозможно.