Дешевле некуда


Нишу автомобилей до $10 000, в которой “АвтоВАЗ” все еще является безусловным лидером, к 2010 г. могут занять бюджетные иномарки. Nissan, Toyota, GM, Volkswagen вместе со Skoda заявили о своем желании вывести на российский рынок к 2010 г. автомобили от $6000 до $10 000. А “АвтоВАЗ” к этому времени снимет с производства бюджетные модели: рекордно дешевая “классика” ($5300–5800) должна уйти с конвейера в 2009 г., семейство Samara ($8000–9000) – в 2011 г. “Проект С”, над которым “АвтоВАЗ” трудится вместе с канадской Magna, проблемы не решит, потому что его цена будет заведомо выше $10 000.

Руководство “АвтоВАЗа” “очень сильно беспокоят” планы мировых автоконцернов по производству бюджетных моделей, признался президент “АвтоВАЗа” Владимир Артяков в субботу после собрания акционеров. По его словам, “АвтоВАЗ” должен сохранять лидерство в категории низкобюджетных автомобилей и если раньше это была “классика”, то теперь это может быть Kalina. Артяков рассказал, что “АвтоВАЗ” работает над упрощением Kalina, которое позволит снизить цену на $800, а впоследствии, “если хорошо все сложится”, на $2000. Сейчас Kalina-седан в единственной версии “норма” стоит около $9800, т. е. Kalina экономкласса будет стоить $9000, а совсем дешевая – от $7800.

Идея удешевить Kalina не нова – она уже обсуждалась с руководством Renault осенью прошлого года. Если бы тогда удалось договориться, эту задачу решала бы Renault, а “АвтоВАЗ” позволил бы ей расширить мощность конвейера Kalina с 220 000 машин в год до 300 000, с тем чтобы на появившихся мощностях собирать 80 000 Logan в год. Но руководство завода согласилось отдать Renault только старый конвейер “Нива”, после чего переговоры зашли в тупик. По словам председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Сергея Чемезова, сейчас переговоры с Renault еще не окончены, поскольку “АвтоВАЗ” по-прежнему планирует продажу пакета акций стороннему инвестору.

Но сейчас “АвтоВАЗ” будет сам снижать стоимость Kalina, говорит источник в руководстве автозавода. По его словам, делать это планируется за счет обеднения комплектации, использования более дешевых материалов. Хотя у Kalina в комплектации “норма” и сейчас не так много дополнительных опций – она оснащается электроусилителем руля, бортовым компьютером, электростеклоподъемниками, литыми дисками.

Впрочем, удешевление Kalina – не единственный путь; возможно, “АвтоВАЗ” купит платформу, чтобы создать бюджетный автомобиль стоимостью от $8000, рассказал “Ведомостям” один из руководителей “АвтоВАЗа”. Обсуждается покупка платформы у Renault или GM, утверждает источник, близкий к автозаводу. По его словам, в случае с Renault речь идет о той же Logan, а GM может продать “АвтоВАЗу”, например, Opel Astra.

Представитель “АвтоВАЗа” не исключил возможности покупки иностранной платформы для создания на ее базе автомобиля экономкласса. Он напомнил, что переговоры об этом уже велись с Renault. Представители GM и Renault не стали комментировать переговоры о предоставлении платформы.

“АвтоВАЗ” правильно делает, что думает о дешевом ценовом сегменте, говорит аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Но если удешевить Kalina на $800 за счет работы с поставщиками и сокращения издержек можно, то снижение цены на $2000 – задача, по его мнению, почти невероятная. Тогда пришлось бы продавать машину без двигателя, иронизирует Чуйко. Покупка чужой платформы, пусть даже старой, обходится дорого и обязательно скажется на себестоимости автомобиля, отмечает он. По оценке эксперта по автопрому Ernst & Young Ивана Бончева, готовая платформа может стоить $250–300 млн.

“АвтоВАЗу” необходимо срочно найти новые возможности занять нишу до $10 000, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, ведь конкуренция в этом сегменте быстро растет. Пока этот рынок “питается” вазовскими моделями и секонд-хэндом, но “АвтоВАЗу” нужно менять модельный ряд – у него устаревают даже относительно новые “десятка” и Priora. Правда, цену Kalina в $7800 Коровкин тоже считает недостижимой.