Фотографии в Сети


Много лет фотография оставалась уделом профессионалов: процесс печати был сложным, а оборудование – дорогим. За почти 200-летнюю историю фотографии в развитии этого искусства было несколько ключевых моментов: само изобретение фотографии в начале XIX в., появление цветной фотопленки, миниатюризация фотоаппаратов, упрощение печати и, наконец, появление цифровых технологий. В результате фотография стала одним из самых массовых искусств.

Революцию совершила компания Kodak, предложившая миллионам потенциальных фотолюбителей сначала цветную фотопленку, а затем и экономный способ печати фотографии – в мини-фотолабораториях. “Вы нажимаете кнопку затвора, а мы делаем все остальное” – такой слоган придумал основатель Kodak Джордж Истман еще в конце прошлого века. Однако по-настоящему массовой фотография стала с появлением цифровых технологий. В начале XXI в. цифровое фото захватило массы, а компании – производители фотопленки и пленочных фотоаппаратов либо уходили с рынка, либо срочно закрывали свое аналоговое направление и быстро переходили на “цифру”.

Количество фотографов-любителей выросло на порядок, к тому же их больше не ограничивала пленка. Тут-то и возникла новая проблема – эти фотографии надо где-то хранить.

Социальные фотохостинги

За несколько лет цифрового бума в Сети появились тысячи ресурсов, на которых можно хранить фотографии. Условно их можно разделить на две категории. Самыми первыми были сайты для простого хранения – своего рода имитация домашних печатных фотоальбомов. На них можно разместить фотографии и получить ссылки, чтобы затем обмениваться этими ссылками с друзьями или использовать их на других сайтах, блогах и форумах.

Сервисы второго вида позволяют хранить фото, но параллельно являются своего рода социальными сетями. Зарегистрированные пользователи таких сайтов могут оставлять комментарии к каждой фотографии, а также участвовать в сообществах по интересам.

Один из самых популярных сервисов первого типа – Photobucket (http://photobucket.com). Он создан четыре года назад, и сегодня на нем хранят 2,5 млрд фото более 40 млн зарегистрированных пользователей. По прогнозам главы Photobucket Алекса Уэлча, к концу 2007 г. их будет более 62 млн. Одна из причин популярности Photobucket в том, что там хранят свои фото пользователи самых популярных социальных сетей (интернет-сообществ, объединенных похожими интересами). К примеру, пользователи социальной сети MySpace (принадлежащей News Corp. Руперта Мердока) обеспечивают Photobucket до 60% всего трафика. Кроме них услугами Photobucket пользуются подписчики LiveJournal, Facebook, Bebo, Friendster, eBay, Craigslist, Blogger, Xanga. Популярны у завсегдатаев MySpace и фотохостинги Slide и Imageshack: по данным аналитической компании Hitwise, за первую половину 2006 г. трафик этих двух фотосервисов увеличился на 49%. В начале мая стало известно, что MySpace покупает Photobucket примерно за $250 млн.

Фото 2.0

Пример фотохостингов социального типа – знаменитый Flickr (http://www.flickr.com). Он был создан в 2003 г., а уже в марте 2005 г. его основатели, канадские блогеры Стюарт Баттерфилд и Катерина Фейк, продали Flickr компании Yahoo!. Параллельно Yahoo! развивала собственный простой фотохостинг Yahoo! Photos, на котором с момента его запуска было размещено около 2 млрд фотографий. Для сравнения: на Flickr пока “всего” около 500 млн фото. Тем не менее в начале мая Yahoo! предпочла закрыть Yahoo! Photos в пользу Flickr. В июне всем пользователям Yahoo! Photos будут предложены варианты перехода на Flickr. По словам Баттерфилда, который теперь занимает менеджерскую должность в Yahoo!, такое решение вызвано ростом популярности Photobucket. По данным Hitwise, за год доля этого сервиса на американском рынке онлайнового фото выросла c 25% до 40%. Доля Yahoo! Photos за тот же период сократилась в два-три раза и составила 5,8%, тогда как доля Flickr выросла с 3,7% до 4,5%.

Flickr стал первым фотохостингом в так называемом стиле “Веб 2.0”, давшем возможность группировать и искать снимки по меткам (тэгам). С помощью этой в общем-то несложной функции Flickr за несколько лет превратился в настоящий профессиональный фотохостинг и одновременно социальную сеть миллионов любителей фото. Flickr ввел моду на блоговый принцип размещения фотографий: их можно сортировать по альбомам, но на главной странице показываются только самые последние снимки. В результате Flickr полностью изменил концепцию онлайн-фото: от интернет-аналога простого домашнего фотоальбома – к фотоблогу, а зачастую и онлайн-СМИ. Поэтому за самыми свежими снимками из разных точек мира (в том числе “горячих”) многие отправляются не на сайты фотоагентств, а на Flickr.

На каждом изображении можно оставить так называемую заметку – обвести часть фото в рамку и добавить комментарии. “Живописцы” используют эту функцию для псевдографики – с помощью рамок они рисуют и пишут поверх фотографий, а ссылки на лучшее размещают в собственных блогах.

Блоговый способ размещения фотографий оказался необычайно популярен. Даже Google обновила в этом году свой фотосервис Picasa Web Album (http://picasaweb.google.com). Если раньше Picasa была больше похожа на традиционный фотоальбом, то теперь ее пользователям доступен поиск по альбомам и комментирование снимков.

Российские хостинги

Блогового принципа придерживается и российский клон Flickr – сервис Flamber (http://flamber.ru). Кроме того, недавно открыла собственный фотохостинг крупнейшая по выручке российская интернет-компания “Яндекс”, и тоже по модели Flickr. Руководитель отдела коммуникационных сервисов “Яндекса” Роман Иванов рассказал, как возникла идея создания fotki.yandex (http://fotki.yandex.ru). По его словам, многие сервисы компания делает “для себя”, чтобы ими было легко и приятно пользоваться. “Интерфейс и дизайн “Фоток” обсуждался внутри компании, в том числе с помощью “секретного” инструмента – “Ватман 2.0”, – рассказывает Иванов. – Рядом с кофе-машиной на стене висели распечатанные скриншоты с прототипами интерфейса и чистые листы ватмана с шариковыми ручками и фломастерами. Каждый сотрудник, наливая кружку кофе или чая, мог оценить задумку и оставить свое мнение”.

Собственные хранилища фотографий есть и у двух других “главных кнопок Рунета” – Rambler и Mail.ru. “Аудитория проекта “Фото@Mail.Ru” (http://foto.mail.ru) – 6 млн человек в месяц, и это очень разные люди”, – рассказывает директор по маркетингу Mail.ru Анна Артамонова. По данным Gallup, основные пользователи фотохостинга Mail.ru – люди в возрасте 18–24 и 25–35 лет. Но если взглянуть на сам проект, то там можно найти довольно любопытные микросообщества, не вписывающиеся в эти рамки. “Например, у нас на “Фото” есть постоянный конкурс “Открытки”, где сформировалось стойкое комьюнити постоянных авторов – домохозяек “за 30” из регионов или из-за рубежа”, – рассказывает Артамонова. А на главной странице, по ее словам, погоду делает молодежь: в 70% случаев юные пользователи платят, отсылая sms-сообщения, за вынесение на главную страницу хостинга собственного портрета с комментарием “вот какой я” и лишь в 30% предлагают образцы своего творчества.

Основная масса фотографий на “Фото@Mail.ru” вписывается в формат семейного фотоальбома, “но, если копнуть поглубже, можно найти все, что угодно, – от фотосессии с далай-ламой до эротики”, рассказывает Артамонова. “С порнографией мы ожесточенно боремся, с момента открытия проекта нам пришлось уже несколько раз увеличивать штат модераторов”, – добавляет она.