ОРИЕНТИРЫ: Зеленые парковки


На самом деле автовладельцам не до шуток. Они устали искать парковки рядом с офисами, а за приличное место во дворике под окном готовы подраться с гостями соседей, занявшими лучшие места своими машинами, и ненавидят белых воротничков из ближайших бизнес-центров, вечно наводняющих иномарками самые удобные газоны. В Москве уже более 3 млн личных машин, не считая ежедневно проезжающие транзитом автомобили. Но цивилизованных машино-мест для них построено лишь 1,5 млн, по данным департамента градостроительной политики.

К 2007 г. мы видим ситуацию, когда инвесторы не хотят строить паркинги, потому что не могут их продать, а автовладельцы не готовы покупать места от $20 000 и выше. Инвесторы не соглашаются снижать ставки продажи из-за высокой себестоимости строительства (по $10 000 на одно место и более, по данным игроков рынка) и прочих известных рисков и расходов, которые закладываются в цену любого гаража в России, будь-то обвалованный, подземный, многоярусный наземный или механизированный комплекс. Решить вопрос, вместив все нужные машины внутрь жилого дома или же бизнес-центра, нереально. Так, из расчета одно место на квартиру в 22-этажном здании, где 1000 квартир, или одно автоместо в бизнес-центре на 100 кв. м рабочей площади придется построить еще одно такое же по объему здание для паркинга – на крыше, под землей или же рядом (что вряд ли предусмотрено проектом). Для инвестора эти варианты нерентабельны. Получается замкнутый круг.

Тем временем в первые светлые весенние деньки в столице проходят субботники и дни благоустройства, которые так любит созывать первый заместитель мэра Петр Аксенов. Благоустройство – дело полезное. Особенно любят в Москве наводить порядок на газонах, разбитых во дворах, на улицах и в переулках. Но не стоит ли градоначальникам, руководителям префектур, управ и служб ЖКХ города еще внимательнее присмотреться к московским дворикам? А именно к тому, для чего и для кого они благоустраиваются. Невозможно не замечать, что дворовые клумбы давно стали машино-местами. Ведь если все эти субботники делаются для людей, для красоты и порядка, почему бы тогда не подойти к проблеме с парковками кардинально и не приспособить газоны во дворах частично для автомобилей? У хозяйственных департаментов столичного правительства по благоустройству шикарная программа, которая, как видно, дает результаты. Если бы с этой программой да всеми ресурсами выходящих на субботники граждан видоизменить газоны, которые занимают немало городской площади, то сколько стоянок сразу появилось бы у автовладельцев и в центре, и на окраинах! А газоны действительно оставались бы нетронутыми и радовали глаз. Ежегодно по программе горадминистрации в столичных округах ремонтируется около 330 га газонов. Но все равно высаживаемая на них трава долго не растет – в каждом районе массовой застройки можно увидеть, как машины паркуются в ряд прямо на зеленых побегах. Так что очень быстро этот живой ковер превращается в лысые пустыри с самодельными парковками.

Как приспособить газоны – это решать хозяйственным департаментам. То ли сужать площадки с зеленью, а часть территории – асфальтировать. То ли вообще убирать, а вместо них делать парковки и просто ставить во дворах клумбы. В последние годы весной в кварталы завозили для устройства новых газонов торф. Значит, найдут, наверное, средства, чтобы привезти асфальт. Прекрасный в этом отношении пример – Куркино, в котором дворики выложили плитками “в дырочку”. Благодаря чему там теперь и грязь не размазывается по улице, и травка пробивается сквозь решетчатый асфальт, и, говорят, почва от этой технологии не разрушается.