Почти как в Японии


Не в силах оторваться

Первые стандарты телевидения высокой четкости появились еще в середине прошлого века сразу в нескольких странах сначала в аналоговом, а потом и в цифровом формате. Но настоящую популярность картинка высокого качества начинает обретать только теперь.

Секрет HDTV в высоком разрешении видеоизображения, в пять раз выше, чем у обычной телевизионной картинки. В результате зритель может различить незаметные в обычном телевизоре детали и даже фактуру поверхностей.

“Разница между обычным телевидением и HDTV не просто велика, она огромна”, – делится впечатлениями Евгений Борт из Чикаго, который в начале года приобрел телевизор с поддержкой HDTV и подписался на несколько каналов высокой четкости. “Когда я проходил мимо магазина и видел там HD-телевизоры, я останавливался и, как маленький, стоял и смотрел на них, – вспоминает он. – В последнее время один канал смотрю больше других – TNT, сейчас по нему показывают финалы NBA (Национальная баскетбольная ассоциация США. – “Ведомости”). Как смотрятся баскетбол и прочий спорт – это отдельная песня, слов не хватит описать”. “Купив телевизор и подключив HD-ресивер, я первые пару дней смотрел все игры, даже тех команд, которые терпеть не могу. Просто был не в силах оторваться от картинки”, – признается он.

Из Японии в Европу

Первыми зрителями HDTV стали японцы (еще в 1980-х гг.), но сейчас лидерство по количеству проданных телевизоров высокой четкости принадлежит США (58%). Аналитики агентства Informa Telecoms & Media подсчитали, что в 2006 г. системами HDTV было оборудовано 27,7 млн американских домохозяйств. Япония занимает второе место с 9,6 млн домохозяйств и 20% рынка. Следом идут Китай (2,5 млн домохозяйств), Великобритания (2,03 млн) и Германия (611 000).

Быстрое развитие HDTV в США объясняется тем, что внедрение этой технологии регулируется законодательно. Получив лицензию на цифровое вещание, владельцы каналов обязуются выпускать их сразу в HD-качестве. Поэтому и HD-каналов уже около 1000. К концу 2011 г., прогнозирует Informa Telecoms & Media, количество владельцев HD-телевизоров в мире утроится до 151 млн домохозяйств, из них 70% будут смотреть HD-контент.

В Европе первые HD-каналы появились всего несколько лет назад. Старый Свет до сих пор отстает от США и Азии по уровню проникновения HDTV.

А японская компания NHK, некогда первой запустившая аналоговое HD-вещание, разрабатывает уже новый формат ТВ высокой четкости – Super Hi-Vision (или Ultra HDTV). Начать вещание в Ultra HDTV она намерена в 2015 г. – аккурат к Олимпийским играм 2016 г., на проведение которых претендует Токио. Ultra HDTV предполагает еще более глубокую детализацию изображения – разрешение достигнет 7680 x 4320 точек. Чтобы заранее популяризировать Ultra HDTV, NHK договорилась сотрудничать с Би-би-си и Европейским союзом телевещания.

Российский опыт

В России полный переход на цифровое вещание ожидается к 2015 г., но телевидение высокой четкости уже можно посмотреть через спутник – либо поймав зарубежные HD-каналы, либо подписавшись на пакет программ “НТВ Плюс”. Эта компания запустила в начале мая три собственных HD-канала (“HD Кино”, “HD Спорт” и HD Life) и планирует каждый год инвестировать в HD-телеканалы по $3,5 млн. Представители “НТВ Плюс” рассчитывают, что к концу 2007 г. HD-каналы будут смотреть 10 000–20 000 человек.

Увидеть воочию, что такое HDTV, можно уже сейчас, например, в московском ресторане “Тинькофф”. В конце апреля, накануне проведения в Москве чемпионата мира по хоккею, это заведение договорилось с “НТВ Плюс” о прямых трансляциях матчей на нескольких HD-экранах.

Вскоре телеканалы высокой четкости обещают запустить в Москве и еще два оператора – “Центральный телеграф” (ЦТ) и “Корбина Телеком”. ЦТ, по словам замгендиректора компании Вячеслава Козельского, планирует начать предоставлять услуги HDTV во втором полугодии. “Технически все готово, мы работаем над контентом”, – говорит он.

Переход на HDTV неизбежен, как был в свое время неизбежен переход телевидения на цвет, убежден директор по инвестициям “Проф-Медиа” Сергей Тихонов. “Другое дело, что сейчас наблюдается явный дефицит и контента, и каналов доставки сигнала высокой четкости, и приемников”, – оговаривается он. По мнению Тихонова, массовой услугой HDTV станет через 5–8 лет, и то не во всех регионах. Успешное развитие ТВ высокой четкости связано с переходом на цифровое вещание, а этот процесс даже в США пока идет медленно, говорит исполнительный директор “СТС-Медиа” Владимир Ханумян. По его мнению, HDTV пока не может предложить “настолько впечатляющее изменение медийной среды”, чтобы телезрители начали в массовом порядке покупать не самые дешевые HD-телевизоры и ресиверы.

Иное дело США. “Купив HD-телевизор, я, конечно, со всеми поделился радостью, и оказалось, что как минимум у половины в нашем офисе тоже есть HDTV”, – рассказывает Борт.