Самара на широкополосной связи


За последний год ситуация на самарском рынке интернет-доступа сильно изменилась, признают представители большинства местных провайдеров этих услуг. В первую очередь они имеют в виду бурное развитие широкополосного, т. е. высокоскоростного доступа (ШПД, скорость от 128 Кбит/с), который постепенно вытесняет коммутируемый доступ (dial-up). “Dial-up стремительно утрачивает актуальность и становится все менее популярным по причине низких скоростей и нестабильного соединения”, – констатирует специалист по продвижению услуг “Дом.ru” компании “ЭР-Телеком” Виктор Махтев. Вдобавок в телекоммуникационной отрасли был введен новый порядок расчетов между операторами за использование сетей друг друга, что привело к повышению цен на dial-up, напоминает гендиректор компании “АИСТ” Александр Сергиенко.

Dial-up: держаться до последнего

По данным J'son & Partners, на начало 2007 г. широкополосным доступом в Интернет пользовались около 50 000 домохозяйств в Самарской области – таким образом, уровень проникновения этой услуги составил 4,3%. Среднероссийский показатель – около 5%.

Львиная доля интернет-пользователей приходится на коммутируемый доступ: например, у самарского филиала “Волгателекома” по системе dial-up подключены примерно 80% интернет-пользователей. Тем не менее его директор Сергей Елкин отмечает тенденцию перехода пользователей из dial-up в широкополосные сети ADSL (эта технология позволяет превратить обычную телефонную линию в высокоскоростной канал для передачи данных).

За минувший год технологии широкополосного доступа заметно увеличили долю на рынке частных пользователей, соглашается директор филиала “Синтерры” в Самаре Александр Курочкин. “На мой взгляд, по ШПД подключены 25–30% частных пользователей Интернета в Самаре и Тольятти. Остальные пользуются dial-up, но доля этой технологии будет все заметнее сокращаться”, – предрекает он. Директор тольяттинского Городского информационного центра Дмитрий Никулин оценивает рыночную долю широкополосного доступа в Тольятти и Самаре ниже – всего в 4–5%. Курочкин считает, что расширение рынка интернет-доступа произошло в первую очередь благодаря операторам ШПД, которые вкладывались в развитие и модернизацию сетей, а также в маркетинг.

Три кита ШПД

К преимуществам технологии ADSL Сергиенко из “АИСТа” относит сравнительно высокую скорость скачивания данных (до 8 Мбит/с) и возможность организовывать постоянное соединение, не занимая телефонную линию. Технология ADSL – наиболее популярная среди абонентов “АИСТа”: количество подключений к таким сетям за 2006 г. увеличилось почти в два раза. Подключиться к Интернету через ADSL-каналы все проще благодаря постоянному расширению числа тарифных планов (в том числе появлению безлимитных) и отсутствию необходимости протягивать в квартиру дополнительную линию, говорит Елкин из “Волгателекома”. В самарском филиале число пользователей ADSL увеличилось за прошлый год в разы, добавляет он.

На тольяттинском рынке ведущие ADSL-провайдеры – “Волгателеком”, а также местные “АИСТ” и “Инфолада” (у последней по этой технологии подключено 3000 абонентов), говорит Никулин из Городского информационного центра. Располагая большой абонентской базой и проводя агрессивную маркетинговую политику, “Волгателеком” может к концу 2007 г. существенно изменить расстановку сил на этом рынке, считает он.

Набирают популярность и проводные локальные сети (Ethernet). “ЭР-Телеком”, два года назад вышедший на самарский рынок, уже покрыл около 80% городских зданий высотой в пять этажей и выше (270 000 квартир), а до конца 2007 г. сеть должна охватить 330 000 квартир, рассказывает Махтев. Сейчас компания занимает примерно 15% самарского рынка широкополосного доступа, оценивает он. Потенциал Ethernet значительно выше, чем у ADSL: эта технология дает пользователю преимущества в скорости (100 Мбит/с), надежности соединения плюс возможность пользоваться дополнительными сервисами, считает Сергиенко из “АИСТа”.

Беспроводной интернет-доступ в Самаре развивают, помимо сотовых операторов, компании MetroMАХ, “Полярная звезда”, “Самара-Интернет” и “Медиасети”. Их услуги основаны на технологиях Wi-Fi и WiMax и предназначены в первую очередь корпоративным, а не частным клиентам. В Самаре, по оценкам участников рынка, сейчас немногим более 25 точек доступа Wi-Fi (хот-спотов): рынок находится, по признанию технического директора “Самара-Интернета” Дмитрия Гаврилова, в зачаточном состоянии. Иное дело – Тольятти: здесь “АИСТ” установил в жилых кварталах и зонах отдыха более 150 хот-спотов.

Конкуренция начинается

Характерная особенность интернет-рынка Самары – сюда активно стремятся иногородние компании. Коммерческий директор “Самара-Интернета” Дмитрий Приданов связывает это с насыщением Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Нижнего Новгорода: Самара отстает от этих городов по уровню проникновения услуг доступа в Сеть. Например, уровень проникновения интернет-услуг домовых сетей в Москве близок к 90%, в Питере – к 60%, в Екатеринбурге и Новосибирске – к 50%, а в Самаре этот показатель составляет всего 25–30%, даже в Тольятти в Автозаводском районе ситуация лучше, отмечает Приданов. Он связывает это отставание с нежеланием прежних городских властей выдавать разрешения на прокладку оптоволокна.

Конкуренция еще ужесточится, предупреждает Приданов: к 12–14 региональным провайдерам прибавятся транснациональные компании, начавшие строительство своих розничных сетей. Один из таких “иногородних” – оператор “Комстар – Объединенные телесистемы”. До сих пор он работал в Самарской области исключительно с корпоративными клиентами, но сейчас его московский офис утверждает проект подключения к телефонной связи и Интернету по технологии ADSL жителей коттеджного поселка Северо-западный в Центральном районе Тольятти. Осуществить этот проект оператор планирует этим летом, говорит представитель пресс-службы филиала “Комстар-Поволжье”.

Приходят в Самару провайдеры не только из далеких городов, но и из близкого Тольятти, – например, “Инфолада” и “АИСТ”. “В 2006 г. мы получили статус оператора зонового уровня и вышли на рынок Самары, активно продвигая доступ в Интернет по Ethernet-технологии, – рассказывает Сергиенко. – В ближайших планах – освоение крупных городов губернии”.

Но основная тенденция рынка телекоммуникаций – мультисервисность: все крупнейшие участники рынка стремятся предоставлять пользователю по одному и тому же кабелю целый комплекс услуг – передачу данных, голосовые услуги, цифровое телевидение, замечает сотрудник пресс-службы “Ростелекома”. “Наиболее перспективные сервисы – это соединение доступа по технологии ADSL и кабельного телевидения, позволяющее одновременно смотреть телепередачи и пользоваться Интернетом”, – согласен Приданов из “Самара-Интернета”. “Волгателеком” и “ЭР-Телеком” оказывают подобные пакетные услуги сами, а “Самара-Интернет” – совместно с компанией “Пятый путь”.

Клиентов в Самаре хватит еще всем желающим, убеждены Приданов, Сергиенко и Елкин. Провайдеры уже прекращают соревноваться в технологической плоскости, начиная конкурировать друг с другом в сервисе, замечает Сергиенко. Но настоящей конкуренции на рынке ШПД для пользователей-граждан в Самаре пока еще нет, идет его экстенсивное освоение и удовлетворение спроса, говорит Курочкин из “Синтерры”. “Борьба за абонента начнется тогда, когда в каждом доме будут присутствовать хотя бы два оператора ШПД”, – ожидает он. В некоторых районах Самары уже сейчас пересекаются по несколько сетей – например, в Ленинском районе, вдоль Заводского шоссе, замечает Приданов.