ВТО обует сапожников


Чиновники Минэкономразвития (МЭРТ) посетили в минувший четверг собрание Российского союза кожевников и обувщиков (РСКО), где рассказали о порядке снижения таможенных тарифов на импортную обувь после присоединения России к ВТО. Официально эти данные планируется опубликовать осенью.

Согласно протоколу собрания (копия есть в распоряжении “Ведомостей”) представитель МЭРТ Виктор Потанин сообщил, что переходный период после вступления России в ВТО составит для обувной и кожевенной отрасли 3–4 года – за это время будет достигнут конечный уровень таможенных тарифов на импорт этих товаров. Пошлины к 2011 г. будут снижены с нынешних 15% плюс 0,7 евро за пару до 7,8% плюс 0,75 евро за пару, по ряду товарных категорий обуви, например женские туфли и мужские полуботинки, размер пошлины составит 1,25 евро за пару.

“Пошлины будут снижены в 1,5–2 раза. Мы рассчитываем, что осенью двусторонние переговоры по ВТО будут завершены и обязательства по изменению ставок пошлин будут сведены воедино и опубликованы официально”, – говорит заместитель директора департамента торговых переговоров МЭРТ Андрей Кушнеренко.

Участники собрания – представители отечественных обувных фабрик – назвали объявленный порядок снижения пошлин убийственным для отрасли. “Себестоимость пары мужских ботинок в Китае – в среднем $20, 1,25 евро за пару – это около 8% пошлины. Женские сапоги в Китае стоят в среднем $40, выходит 1,25 евро – это пошлина всего в 4%. Такие тарифы угробят наше обувное производство, которое только недавно начало вставать на ноги”, – сетует гендиректор и владелец компании Ralf Ringer Андрей Бережной. От снижения пошлин пострадают все – конкурировать с китайской обувью будет невозможно, соглашается президент РСКО Нелли Мякунова. В рознице наша пара обуви стоит $70–80, китайская – $50–70 с учетом торговых наценок. Уведомив о грядущем снижении пошлин, МЭРТ, по словам Мякуновой, взамен предложило возможность обвинить поставщика в демпинге, провести антидемпинговое расследование и после этого ввести запретительные меры против китайских производителей. “Но практика ведения таких расследований может быть эффективна, когда теневой оборот отрасли не такой большой, как в обуви: у нас он доходит до 50%”, – говорит Мякунова.

В протоколе собрания МЭРТ предлагает обувщикам еще один вариант спасения – аргументированно убедить правительство, что предлагаемые ставки пошлин наносят отечественному производству ущерб. “Но у обувного рынка нет белой статистики, чтобы доказать уровень этого ущерба и степень вредности таких тарифов”, – отмечает гендиректор компании “Юничел” Владимир Денисенко. “В попытке отстоять иные позиции при проведении переговоров по ВТО легкую промышленность просто “сдали”. Теоретически мы можем перенести производство в другое государство, но 2000 наших сотрудников, занятых на производстве, останутся без работы. Со стороны МЭРТ было бы честнее предупредить нас об этом раньше. А за четыре года небольшие обувные и кожевенные производства успеют лишь тихо умереть”, – говорит Бережной.