НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Вес идей


Стоит ли пополнить коллекцию непафосным изданием в мягкой обложке, где гуру менеджмента дают интервью авторам-составителям? Для ответа на вопрос постараемся понять, насколько “вес идей, представленных в книге, определяется их практической применимостью” и почему “менеджеры, применяющие эти концепции на практике, часто не до конца их понимают”.

Отвечает на эти вопросы Питер Сенге, признанный теоретик самообучающихся организаций. “Основа любых инноваций – это теория и метод, а не практика”, – поясняет он и добавляет, что “попытки клонировать действия других почти всегда приводят к разочарованиям”.

Основы современного менеджмента заложены Питером Друкером, автором 29 книг. Он советует не путать две вещи: капитализм и рынки. “Рынки несовершенны, но они работают, и ничто до сегодняшнего дня не работало эффективнее, – считает он. – С другой стороны, капитализм уже не тот, что раньше”. Организации также кардинально изменились, теперь главной задачей в бизнесе будет управление альянсами. “Они представляют собой новый тип организации, – утверждает ученый. – И не только для нового бизнеса, но и для зрелых отраслей экономики”.

Профессор Кеничи Омае, развивая мысли Друкера, предлагает концепцию “регионального государства” – автономной единицы с населением до 20 млн, оптимальной для взаимодействия с мировой экономикой. “Своим появлением они обязаны выходящим за пределы национальных границ четырем “и” – инвестициям, информации, индустриализации и индивидуумам”, – поясняет ученый. Он делает и важное пояснение: в странах, “где власть чрезмерно централизована, вы не увидите развития “региональных государств”; а “где центральная и местная власть уравновешены, как в Германии и США, “региональные государства” процветают”.

Как процветать и выживать бизнесу в эпоху глобализации? Предлагая рецепт долголетия в бизнесе, Ари де Гиус делится наблюдением: за последние 50 лет в современном бизнесе произошла тихая революция; ее внешним признаком “стало наступление разнообразных и быстро развивающихся компаний, в которых либо задействовано незначительное количество капитала, либо его нет совсем”.

Уоррен Беннис, консультировавший четырех президентов США, считает, что современные организации – “это различные федерации, сети, кластеры, межфункциональные команды, временные системы, группы специалистов для решения конкретной задачи, различные сети, блоки, матрицы – все, что угодно, только не пирамиды с древним способом управления сверху вниз”.

“Основная часть знаний в любой организации – знания неявные и они не могут быть изложены на бумаге, – объясняет основатель индийской школы бизнеса в Хайдарабаде Сумантра Гошал. – И даже когда полезные знания можно формализовать, нет гарантии, что они будут идентифицированы и применены в дальнейшем”. Он ссылается на опыт компании British Telecommunications, где патент США на гипертекстовые связи, ключевую составляющую Интернета, 14 лет провалялся без дела в хранилищах вместе с тысячами других патентов, хотя мог принести компании миллионы долларов. Сколько времени отведено лежать без движения ценным мыслям этой книги? Это зависит от читателя, хотя они, на мой взгляд, могут сделать богатым каждого.