Акционеры под замком


РАО ЕЭС согласилось учесть, какие доли в активах энергетического холдинга хотели бы получить крупнейшие миноритарные акционеры – “Газпром”, “Норникель” и структуры СУЭК – в процессе ликвидации компании в 2008 г. В июне 2007 г., когда РАО составит разделительный баланс, механизм конвертации и коэффициенты обмена будут утверждены, и эти трое смогут произвести обмен. Предварительные заявки совет директоров РАО ЕЭС рассмотрел в пятницу.

Но в ответ РАО выдвинуло свое условие: “Газпром”, “Норникель” и структуры СУЭК должны сохранить нынешние пакеты акций РАО ЕЭС вплоть до его реорганизации в 2008 г. Об этом “Ведомостям” сообщила представитель энергохолдинга Марита Нагога. Если кто-то из трех акционеров изменит долю, то юридический механизм, который позволит закрепить за “Газпромом”, “Норильским никелем” и компанией “СУЭК” обязательства не продавать принадлежащие им акции РАО ЕЭС, правление холдинга разработает в июне к следующему заседанию совета директоров, уточнила она. “Газпром” владеет 10,5% акций РАО ЕЭС (вчера этот пакет стоил в РТС $5,5 млрд), “Норильский никель” – около 3,5% ($1, 86 млрд). Структуры СУЭК, по словам источника в РАО ЕЭС, владеют около 1% акций холдинга ($530 млн). РАО рассматривает множество вариантов соблюдения моратория, включая депонирование акций и передачу их в доверительное управление, рассказывает сотрудник холдинга. Договоренность с “Газпромом”, “Норильским никелем” и СУЭК по введению моратория на продажу их акций РАО существует, утверждает Нагога.

“Газпром” знает об этом предложении и готов на него пойти”, – сообщила “Ведомостям” представитель концерна Мария Фролова. Согласна с этим и СУЭК, добавляет “Ведомостям” источник, близкий к СУЭК (от официальных комментариев СУЭК отказалась). Сотрудник “Газпрома” объясняет причину требования РАО: энергохолдинг опасается, что не найдет претендентов на все активы, а введение моратория на продажу акций РАО того же “Газпрома” позволит холдингу получить гарантированного владельца части пакетов ОГК или ТГК. Например, у государства после реорганизации РАО останется 18% акций какой-нибудь генерирующей компании, которые могут быть не нужны ни стратегическому, ни институциональному инвестору, рассуждает источник “Ведомостей”.

“Норильский никель” даст добро, но только при условии, что доступ к акциям РАО у компании будет сохранен, сообщил “Ведомостям” источник в “Норильском никеле”.

РАО ЕЭС не сможет защитить свои интересы в суде, если “Газпром”, “Норильский никель” или СУЭК все-таки нарушат условия и продадут акции холдинга, считают юристы. “Любые сделки, направленные на ограничение распоряжения акционером акциями компании, могут быть расценены как фиктивные и признаны судом недействительными”, – констатирует гендиректор “Технологий корпоративного управления” Роман Козлов. РАО может минимизировать риски, только если передаст акции “Газпрома”, “Норильского никеля” и СУЭК в доверительное управление аффилированной с энергохолдингом компании, заключает юрист Ost Legal Владимир Липавский.