Плохое время для “Транснефти”


Падение акций “Транснефти” выделяется даже на фоне общего снижения рынка (см. статью на стр. Б1). За последнюю неделю (с 22 по 29 мая) они подешевели в РТС на 14,4% до $1545, а с начала года – на 26%. Индекс РТС с начала года снизился на 3,4%, за последнюю неделю – на 6,6%. Впрочем, вчера котировки прибавили $20 (+1,3%).

Как раз неделю назад стало известно о планах “Транснефти” сократить дивиденды на привилегированные акции на четверть – до 350 млн руб. На госпакет выплаты сократятся почти вдвое – с 850 млн руб. до 472 млн руб. Вчера эти планы утвердил совет директоров компании, сказал вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев.

Дело не в дивидендах, уверены эксперты. Падение котировок спровоцировали амбициозные планы “Транснефти” по строительству новых трубопроводов. Сейчас “Транснефть” строит нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан протяженностью около 5000 км. Его первая очередь мощностью 30 млн т нефти в год и стоимостью около $11 млрд будет закончена в 2008 г. А в начале года Россия была вынуждена приостанавливать экспорт нефти в Европу по трубопроводу “Дружба” из-за самовольного отбора Белоруссией топлива из транзитной трубы. После этого было принято решение построить вторую ветку Балтийской трубопроводной системы (БТС), чтобы избежать транзитной зависимости. Это решение 21 мая одобрило правительство. “Транснефть” приступила к проектированию проекта, его точных параметров еще нет, ориентировочная мощность – 50 млн т, протяженность – 1200 км, сказал Григорьев. Мощность БТС сейчас – 76 млн т.

После решения правительства аналитики Goldman Sachs снизили расчетную стоимость привилегированных акций “Транснефти” с $1700 до $1400. “С нашей точки зрения, основной целью проекта является желание диверсифицировать экспортные маршруты и снизить риски транзита через Белоруссию. Поэтому проект не приведет к увеличению прокачки по системе “Транснефти”, – цитирует Reuters отчет банка, – мы также полагаем, что возврат инвестиций посредством увеличения тарифов будет отложен. Поэтому мы считаем низкой вероятность увеличения стоимости компании в результате реализации этого проекта”. Банк оценивает затраты на проект в $2,1 млрд. В качестве возможных причин для пересмотра цены банк назвал существенное увеличение дивидендов или отказ от каких-либо проектов.

Сейчас плохое время для рынка акций “Транснефти”, говорит аналитик “Тройки Диалог” Владислав Метнев: “Цены на нефть в последнее время сильно подросли, а это обычно сопровождается снижением котировок “Транснефти” – и наоборот”. Но есть и другие факторы, полагает эксперт. В частности, инвесторов нервируют неопределенность с допэмиссией “префов” “Транснефти” при поглощении “Транснефтепродукта”, постоянный рост капзатрат, из-за чего в ближайшие годы у компании не будет свободных денежных потоков. Кроме того, отмечает Метнев, монополия взялась за реализацию дорогостоящего и политически мотивированного проекта БТС-2, который вряд ли добавит ей стоимости.

“Транснефть” не волнует ее капитализация, говорит Григорьев.