Совладельцы не нужны


Виктор Рашников всю жизнь провел на Магнитке. В 1968 г. он пришел на комбинат простым слесарем, последние 10 лет руководит ММК. Рашникова считали хозяином Магнитки, поэтому, когда компания в марте перед IPO сообщила в меморандуме, что он собственник 85,55% ее акций, мало кто удивился.

В том же меморандуме ММК рассказал, что у него есть и крупный миноритарий – U.F.G.I.S. Structured Holdings Ltd (группа Deutsche Bank AG), у которого 7,37% акций.

За два года до этого группа UFG помогла Рашникову выкупить у “Мечела” и государства 34% акций ММК за $1,7 млрд. Но тот пакет, о котором речь шла в меморандуме к IPO, U.F.G.I.S. Structured Holdings приобрела у компании Рашникова Mintha Holding в июне 2006 г. Смысл этой сделки ни банкиры, ни сам Рашников так и не объяснили. Известно лишь, что по ее условиям хозяин ММК имеет право выкупить пакет до июня 2009 г.

Рашников решил не ждать так долго. Как рассказали “Ведомостям” два источника, близких к Магнитке, уже в июне Рашников намерен воспользоваться опционом и выкупить пакет.

Магнитка не раскрывала условий опциона, а собеседники “Ведомостей” их сообщить отказались.

Во время IPO Магнитка проводила допэмиссию акций, в которой U.F.G.I.S. Structured Holdings не участвовала. Ее пакет сократился до 6,71% и, исходя из вчерашней капитализации ММК на LSE, стоил около $676 млн. Если Рашников и U.F.G.I.S. Structured Holdings заранее не зафиксировали цену опциона, то Рашникову придется заплатить примерно такую сумму за пакет, считает аналитик “Атона” Дмитрий Коломыцын.

Представители Deutsche Bank и ММК от комментариев на этот счет оказались.

Действия Рашникова оправданны: нет смысла держать такого крупного миноритария и продолжать платить ему дивиденды, замечает Коломыцын, к тому же если цена опциона не зафиксирована, то до 2009 г. пакет может подорожать.

Вдобавок к Магнитке присматриваются конкуренты – “Евраз” и “Газметалл”. Если ММК все же будет участвовать в сделках по слияниям и поглощениям, Рашникову лучше иметь большую долю, чтобы дороже продать ее или получить больший пакет в объединенной компании, замечает аналитик UBS Алексей Морозов.

Во время IPO средства от продажи акций – около $1 млрд – пошли на ММК, Рашников на сделке ничего не заработал. Но проблем с финансированием выкупа пакета у U.F.G.I.S. Structured Holdings возникнуть не должно, считают аналитики.

Магнитка в последние годы платила огромные дивиденды, основным получателем которых был Рашников, напоминает Морозов. По итогам 2004 г., сразу после продажи госпакета, ММК отдал акционерам около $500 млн – примерно половину прибыли. По итогам 2005 г. дивиденды составили 19,7 млрд руб. (около $711 млн по тогдашнему курсу), а за 2006 г. Магнитка отдала акционерам 92% прибыли – 34,1 млрд руб. (около $1,3 млрд). Рашников из этих денег должен было получить свыше $2 млрд.