ВОПРОС ДНЯ: Как IPO изменят россиян?


Вся идея приватизации состояла в том, чтобы получить миллионы своих, домашних акционеров, которые не очень дорого получили акции и полюбили частную собственность. В каких-то странах им это не только обещали, но и дали: во Франции, Чили, в меньшей степени Чехии. У нас роль первичной приватизации выполняют, как ни странно, народные IPO. По мере того как часть средств населения будет вкладываться в компании, в обществе будет происходить легитимация частной собственности. А потенциально народные IPO могут изменить систему корпоративного управления, усилив роль независимых директоров, представляющих интересы мелких акционеров.

Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов, декан факультета менеджмента Международного университета

Разница между бедными и богатыми странами состоит в том, что в богатых государствах значительная часть граждан является инвесторами и ко всем своим средствам относится как к активам, с помощью которых можно получить доход. А в бедных странах, например, квартира не рассматривается как источник дохода. Я не против народного IPO как первого шага к такому обществу. Но IPO – очень примитивная форма. Простое население – наивные инвесторы, не знающие законов рынка. Они покупают то, что предлагается, и пропускают множество других возможностей. Они легко могут потерять деньги, а это приводит к снижению доверия к государству, публичным институтам и бизнесу. Покупать напрямую акции “Роснефти” и других компаний – это от неразвитости. Другое дело, владеть портфелем ценных бумаг под управлением профессионала, например, из ПИФа.

Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ

Есть политический аспект: народные IPO решают задачи приватизационных проектов 90-х гг: создание массового собственника производственных и финансовых активов. Есть финансово-экономический аспект: IPO восполняют отсутствие в стране развитой пенсионной системы. Ведь те инструменты, которые предлагает финансовый рынок, аудитории IPO не подходят: игра на бирже через брокерские компании – удел людей молодых, активных, а к ПИФам у нас традиционное недоверие как к посредникам. Среди участников IPO около 30% относится к бизнес-группе, а 70% – так называемая социальная группа, большинство которой составляют пенсионеры, а немалая часть состоит из тех, кого по старинке называют интеллигенцией. Их IPO вряд ли сильно изменит. Скорее наоборот: IPO является тем, чего они ждали, что соответствует их мировоззрению: возможность вложить деньги в надежный актив (с которым ассоциируются бренды Сбербанка, “Роснефти” и т. д.) на долгий срок.

Виталий Седнев, эксперт агентства креативных коммуникаций “Сальвадор Д.”

Сбережения становятся для россиян способом заработать. Отход от консервативных форм к более рискованным свидетельствует, что сограждане чувствуют себя более уверенно, чем раньше. Но, безусловно, риски потерь в долгосрочной перспективе увеличиваются. В отличие от зарубежных стран, где основную часть сбережений населения составляют вложения в ПИФы, пенсионные фонды, россияне сейчас выбирают куда более рисковое прямое владение акциями. Когда случился кризис структур вроде МММ, люди надолго отказались от подобного опыта вложений. А кризис на фондовом рынке будет неизбежно, вопрос только, насколько серьезный.

Наталья Акиндинова, исполнительный директор Центра развития