Алмазы выведут на биржу


Традиционно торговля алмазами была уделом специализированных дилеров, которые за закрытыми дверями обсуждают условия их закупки у добывающих компаний и продажи ювелирам и розничным торговцам. Цены на алмазы, устанавливаемые в таких сделках, публикуются редко. Многие ритейлеры считают, что систематизация торговли может обесценить такое свойство алмазов, как эмоциональное воздействие.

Однако участники рынка активизируют попытки превратить алмазы в стандартный сырьевой товар, которым можно открыто торговать на организованном рынке, как любым другим инструментом. Каждый алмаз уникален, но, если все-таки удастся создать инструмент, который служил бы ценовым ориентиром, в него могли бы вкладывать деньги инвестфонды, а алмазодобывающие компании – хеджироваться от ценовых колебаний и заключать долгосрочные контракты.

“Интерес к инвестированию в алмазы очень высок, – говорит начальник глобального подразделения по операциям с алмазами и ювелирными изделиями ABN Amro в Антверпене Лут Книпхорст. – Но когда нет надежного ценового ориентира, возникают разногласия”. Книпхорст затруднился определить потенциальный спрос на финансовые инструменты на основе алмазов, но полагает, что он может превышать объем физического рынка торговли алмазами по крайней мере вдвое. В 2005 г. в ювелирной промышленности во всем мире были использованы алмазы на $18 млрд.

Интерес к алмазам подогревается увеличивающимся дисбалансом спроса и предложения: по оценке De Beers, добывающей 40% алмазов в мире, добыча в этом году будет расти медленнее спроса. Превращение алмазов в биржевой товар не снизит их привлекательность, считает Гэрет Пенни, управляющий директор De Beers, однако у компании сейчас нет планов участвовать в этом процессе.

Мартин Рапапорт, основатель нью-йоркской Index, крупнейшей интернет-площадки по торговле алмазами, говорит, что в этом году начнет регулярно проводить открытые интернет-аукционы и публиковать цены. Чарльз Уиндхэм, создатель сайта polishedprices.com, публикует алмазный индекс, составленный из цен на камни в алмазно-ювелирном секторе. Вместе с ABN Amro он разрабатывает ценовой стандарт, который мог бы лечь в основу производных инструментов, позволяющих инвестировать в алмазы. (FT, 29.05.2007, Михаил Оверченко)