Кредит за счет дилера


Бум продаж иномарок в России продолжается, но некоторые дилеры все же не забывают стимулировать спрос. Компания “Гема Моторс” с мая предлагает покупателям в своих салонах модернизированный вариант автокредита с обратным выкупом (buy back), когда после нескольких лет пользования взятым в кредит автомобилем можно продать его обратно автосалону по договорной цене. “Гема” предлагает взять кредит на особых условиях. Клиент, заплативший 50% стоимости любого автомобиля, на оставшуюся сумму берет в МДМ-банке кредит под 9% годовых в долларах США на два года. В течение этого срока выплаты по телу кредита покупатель не делает. В первый год он не платит и проценты – за него это делает “Гема Моторс”.

Фактически проценты платит автодилер из собственной маржи, объясняет в пресс-релизе Елена Бушнякова, начальник департамента розничных банковских продуктов МДМ-банка. Размер скидки в “Геме Моторс” не раскрывают.

На второй год покупателю придется платить проценты. Впрочем, он сможет сэкономить на страховке каско: при отсутствии страховых случаев в первом году он может получить в компаниях “Росно” и “Альфастрахование” скидку в 50% от тарифа. Через два года клиент, по-прежнему обязанный выплатить банку 50% стоимости автомобиля, может либо взять новый автокредит – уже на более долгий срок, либо вернуть автомобиль в салон и расплатиться с банком. “Мы гарантируем выкуп не менее чем за 50% стоимости”, – говорит заместитель генерального директора “Гемы Моторс” Елена Барташевич. Впрочем, продать автомобиль по более высокой цене можно будет и самому.

Такой кредит будет пользоваться спросом, несмотря на то что большинство покупателей автомобилей предпочитают кредиты с минимальным первоначальным взносом, считает начальник отдела управления автострахования МДМ-банка Маргарита Огородникова. По ее мнению, сейчас на рынке сформировалась прослойка потребителей, накопивших не менее 50% стоимости автомобиля и желающих остальную часть выплатить в рассрочку. При этом другой сотрудник банка сообщил, что банк специально требовал от “Гемы Моторс” не использовать в рекламных слоганах нового продукта фраз вроде “кредит за наш счет”, чтобы не привлекать маргинальную публику. По его словам, сейчас среди дилеров не слишком много желающих субсидировать проценты по кредитам, ведь автомобили и так прекрасно продаются: за первые четыре месяца 2007 г. доля иномарок на российском рынке, по оценке PricewaterhouseCoopers, увеличилась до 85%, тогда как в конце 2006 г. она составляла 71%. Пока конкурентов у Ford, субсидирующей стандартные банковские ставки по кредитам до уровня 4,9% годовых в валюте, нет. “Многие дилеры готовы выплачивать часть процентов, но только на модели, пользующиеся низким спросом из-за, например, скорого появления их новой версии. Например, на Honda Civic, которую в автосалонах нужно ждать по 7–8 месяцев, вам никто скидки не даст”, – говорит собеседник “Ведомостей”.

“Мы понимаем, что бум продаж не будет продолжаться вечно, и уже сейчас стараемся завоевать лояльность потребителей, сделать так, чтобы за новым автомобилем они приходили именно к нам”, – объясняет Барташевич из “Гема Моторс”. Кроме того, добавляет она, новая программа позволит потребителям покупать более дорогие автомобили, а это сейчас, как показывает опыт, интересует очень многих.

В дальнейшем “Гема Моторс” планирует увеличить срок действия “Кредитной революции” до трех лет.

Успех программы зависит от способности менеджеров “Гемы Моторс” объяснить клиентам все ее преимущества, ведь это очень сложный кредитный продукт, считает Вагиф Бикулов, директор по PR российского представительства Audi. Он вспоминает, что впервые Audi предложила на российском рынке кредитную программу с обратным выкупом еще пять лет назад, но потребители ее не приняли. Два года назад привыкшие жить в кредит россияне встретили повторный запуск buy back с энтузиазмом. “У нас довольно много людей, уверенных в росте своих доходов через 2–3 года. Им уже сейчас важно демонстрировать высокий социальный статус, чтобы способствовать, например, своей карьере”, – говорит он о потенциальной целевой аудитории таких кредитов. Сейчас у Audi в России продается в кредит около 50% автомобилей, из них около 20% – по программам с обратным выкупом. Платежи по таким кредитам, как правило, в два раза меньше обычных за счет того, что тело кредита не включает остаточную стоимость автомобиля, по которой он будет продан дилеру.