Кудрин меняет политику


Функция резервного фонда – заместить выпадающие доходы в течение трех лет, чтобы бюджетная политика адаптировалась к новым условиям. Получается, однако, что без резервного фонда бюджет сможет существовать лишь при очень дорогой нефти. Если в 2008–2009 гг. цена нефти упадет ниже $45/барр., средства резервного фонда могут быть использованы для финансирования расходов федерального бюджета, подсчитал министр финансов Алексей Кудрин.

В 2010 г. резервные деньги пойдут на текущие расходы при цене нефти ниже $50/барр.

Еще недавно цена сбалансированного бюджета была почти вдвое ниже, напоминает экономист “Уралсиба” Владимир Тихомиров. В начале 2000-х гг. государству было достаточно $18–20/барр., чтобы свести бюджет без дефицита. К 2005–2006 гг. эта отметка поднялась до $25–30/барр., а в нынешнем году, по декабрьской оценке Минфина, может повыситься до $35/барр.

Консервативной нынешнюю бюджетную политику назвать трудно, говорит Тихомиров: за три года порог бездефицитности поднимется еще на $15/барр. Минфин ожидает, что нефть в 2010 г. будет стоить $50/барр., а расходы сравняются с доходами.

Причина – гигантский скачок расходов в 2008 г., отмечает чиновник Минфина на условиях анонимности. В ближайшие три года, ожидает Минфин, добыча и экспорт нефти расти не будут, а ее цена снизится на $5/барр. Если в 2008 г., например, нефть подешевеет до $35/барр., из резервного фонда придется взять денег в размере 1,5% ВВП (425 млрд руб.), говорит чиновник. К началу будущего года в нем должно оказаться 3500 млрд руб.

Вдобавок укрепляется рубль, а из-за этого доля экспортного сектора в ВВП становится меньше, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Поэтому размер нефтегазовых доходов за 2006–2010 гг. согласно трехлетнему бюджету снизится с 10,9% до 5,3% ВВП, а их расходование вырастет с 2,9% до 4,5% ВВП. Получается, в прошлом году российский бюджет сберег 8% ВВП, а в 2010 г. сбережение остановится, говорит Гурвич: нефтегазовые доходы сравняются с нефтегазовым трансфертом, который получит бюджет.

“Заявление Кудрина ознаменовало собой существенный отход от политики, проводившейся до сих пор, когда средства стабфонда могут расходоваться на текущие нужды только при цене Urals ниже $27/барр.”, – констатирует экономист Goldman Sachs Рори Макфаркхар. Трехлетний бюджет – решительный идеологический отход от политики аккумулирования нефтедолларов: внешний долг сокращен со 150% ВВП в 1999 г. до 10% и правительство полагает, что может позволить себе инфраструктурные расходы и повышение зарплат госслужащих, пишет Макфаркхар.

То же самое происходит в странах Персидского залива: за 2002–2006 гг. минимальная цена нефти, позволяющая экспортерам нефти сводить бюджет без дефицита, выросла с $23/барр. до $35/барр.

Недоволен этим лишь МВФ, да и его порицание звучит мягче обычного. “Мы не утверждаем, мы просто пытаемся сказать, что скорость потребления госсектором нефтяных доходов должна быть основана на тщательном анализе способности госсектора расходовать средства”, – дипломатично говорил на прошлой неделе глава миссии МВФ в России Пол Томсен.

Нефтегазовый трансферт будет постепенно уменьшаться, напоминает Гурвич. Тихомиров подчеркивает, что ежегодное пополнение резервного фонда до уровня 10% ВВП означает, что на самом деле граница дефицита ниже названной Кудриным примерно на $3/барр. Вдобавок в бюджете на 2009–2010 гг. есть условные расходы, от которых Минфин при необходимости откажется, а доходы несколько занижены, считает Тихомиров.

Да и смысла в бесконечном накоплении денег нет. “Поворот к инвестициям в инфраструктуру – здоровый шаг, ведь в последние 15 лет страна жила за счет инфраструктуры советского времени, и теперь слабость инфраструктуры будет сдерживать экономический рост”, – заключает Макфаркхар.