Ножницы Богданчикова

Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное/ РИА НОВОСТИ

“У нас есть четкий план сокращения долга. Мы несем значительные расходы по процентам, и важнейшая задача их сократить”, – заявил президент “Роснефти” Сергей Богданчиков в интервью агентству Bloomberg. По его словам, “Роснефть” должна примерно $34 млрд.

Она залезла в долги в конце 2004 г., чтобы купить “Юганскнефтегаз” за $9,4 млрд. С тех пор ей так и не удалось снизить бремя: на начало этого года компания была должна $13,8 млрд, из них $6,4 млрд надо было отдать в 2007 г. На покупку активов ЮКОСа “Роснефть” в марте заняла еще $22 млрд ($13 млрд на год, остальное – на полтора). Пока она потратила на активы банкрота 542 млрд руб., или $21 млрд.

Сейчас долг “Роснефти” в 4,7 раза больше ее EBITDA за 2006 г. ($7,3 млрд) и больше прогнозируемой EBITDA на этот год с учетом всех ее приобретений в 3,5 раза ($9,77 млрд, “Атон”) или в 3,7 раза ($9,1 млрд, “Ренессанс Капитал”).

Это довольно рискованный уровень долга, отмечает аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина, тем более что большая часть займов компании – с погашением в течение полутора лет.

“Роснефть” придумала, где взять деньги. Она надеется выручить $4 млрд от продажи непрофильных активов, купленных у ЮКОСа, рассказал Богданчиков, а также продаст часть собственных акций максимум на $2,5 млрд. Вчера столько стоили 3% акций госкомпании. “Мы не собираемся продавать весь пакет (9,44%). Большинство этих акций будут использованы в сделках по обмену активами”, – цитирует Богданчикова Bloomberg.

Еще до $5 млрд “Роснефть” намерена рефинансировать, разместив евробонды во второй половине года, продолжил Богданчиков. По словам источника, близкого к “Роснефти”, первый транш на сумму около $2 млрд планируется разместить в июле. Сейчас “Роснефть” могла бы разместить пятилетние бумаги под 6% годовых, на больший срок – до 6,25%, думает аналитик “Ренессанс Капитала” Павел Мамай.

Богданчиков напомнил, что еще $10 млрд “Роснефть” получит как кредитор ЮКОСа. Большую часть налога на прибыль с этой суммы компания уже заплатила, напоминает Ананькина.

Если план Богданчикова удастся, долг “Роснефти” составит $17,5 млрд, подсчитала Ананькина, но у компании останется порядка $6 млрд краткосрочного долга. В этом случае долг “Роснефти” будет превышать EBITDA меньше чем вдвое, говорит Мамай, и она сможет занимать еще.

Без новых долгов “Роснефти” не обойтись, уверена Ананькина: у нее запланированы большие капитальные вложения, на которые не хватит собственных средств. Совет директоров компании запланировал капвложения в 2007 г. (без учета покупок) в 174 млрд руб.

Сроков и других деталей озвученного Богданчиковым плана по продаже активов и акций еще нет, признался “Ведомостям” источник, близкий к “Роснефти”.

Реализовать план будет непросто, предупреждают эксперты. Непрофильные активы, купленные у ЮКОСа, не стоят $4 млрд, отмечает начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский, значит, “Роснефть” или выручит меньшую сумму, или продаст какой-то профильный бизнес. Представитель “Роснефти” от комментариев отказался. Ни НПЗ, ни крупные добывающие активы – “Томскнефть” и “Самаранефтегаз” – продаваться не будут, уверяет менеджер госкомпании.

Как и когда “Роснефть” будет продавать собственные акции, ее представитель не раскрыл. Выгодно продать этот пакет на бирже непросто, говорит Дашевский: спрос на бумаги будет, но на падающем рынке много не выручишь. Наиболее вероятным покупателем он считает одного или нескольких стратегических инвесторов: индийскую ONGC, которая давно ищет активы в России, французскую Total, а также купивших акции “Роснефти” на IPO китайскую CNPC, малайзийскую Petronas и BP. Богданчиков вчера пообещал развивать сотрудничество с Total. Представители Total и ВР Пол Флоран и Роберт Уайн отказались от комментариев, с представителями ONGC, CNPC и Pеtronas связаться не удалось. Ананькина советует “Роснефти” продать все 9,44% акций (вчера стоили $7,72 млрд), чтобы “отремонтировать долговой баланс”.