Спор – только в суде


С 13 мая за злоупотребление доминирующим положением и картельный сговор ФАС может оштрафовать компании на 1–15% выручки от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение. Новые полномочия могут превратить службу в “одно из самых коррупционных ведомств”, беспокоился после вступления поправок в силу Артемьев. Отвести угрозу он хочет, прекратив досудебное урегулирование споров.

Если нарушение выявлено, не надо предупреждать компанию, объяснил Артемьев, надо сначала возбудить дело и уже потом решать проблему. Сейчас компании пользуются тем, что их заранее уведомляют, и устраняют нарушения, не попадая под действие штрафных санкций.

Артемьев обещает в середине июня издать приказ для введения механизма в действие.

По любому факту нарушения ФАС будет возбуждать дело – так мы отходим от практики давать советы, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич. Выполнять все действия строго по букве закона, даже когда нарушение очевидно, а нарушитель готов его исправить, трудоемко, замечает он, но это позволит снизить коррупциоемкость принимаемых решений.

Так коррупцию не победить – всегда есть этап, на котором стороны могут договориться, замечает замгендиректора “Финэкспертизы” Агван Микаелян. “Без уведомления сотрудник ФАС может позвонить в компанию и предложить не возбуждать дело за взятку, – говорит он, – да и намеренное доведение дела до суда – способ, чтобы получить мзду и потом специально проиграть”.

Если приказать чиновникам выписывать больше штрафов – они легко выполнят поручение, замечает партнер юрфирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин, но возбуждение дел без права на объяснения со стороны подозреваемой компании приведет к росту проигрышей ФАС в судах.

Верю в чистоту намерений Артемьева, но такой механизм ударит по компаниям, говорит вице-президент “Евросети” Борис Левин. Часто рекламный слоган может быть на грани фола, объясняет он. Компания тогда старается обосновать свою формулировку, а если не помогает, может снять всю рекламу. Сейчас рекламщикам можно позвонить и потребовать устранить нарушение, но скоро легкой жизни не будет, предупреждает Сушкевич. Раньше можно было разъяснить позицию после уведомления, теперь придется отстаивать ее в суде, резюмирует представитель “Газпрома” Сергей Куприянов.