Бдительные москвичи


“В настоящее время в адрес управления [Федеральной налоговой службы (ФНС) по Москве] поступают письма от бдительных граждан, в которых сообщается информация о проживании посторонних лиц в квартирах, которые этим лицам не принадлежат”, – говорится в обращении УФНС по Москве, опубликованном на его сайте. По мнению налоговиков, так горожане беспокоятся “за личную безопасность и безопасность окружающих”. В связи с этим УФНС напомнило владельцам сдаваемых квартир, что они обязаны заключать договоры аренды, декларировать доходы от сдачи в аренду недвижимости и платить с них налоги (13% – для физлиц, 6% – для индивидуальных предпринимателей).

Сегодня такое обращение УФНС разошлет в СМИ, говорит сотрудник пресс-службы Елена Борзова. Кроме того, оно готовит исследование о том, сколько квартир сдается без уплаты налогов, которое также будет обнародовано. Масштабы доносительства налоговики уточнить затруднились. Они также не сказали, последуют ли за обращением другие методы воздействия на нерадивых квартиросдатчиков. В марте их уже предупреждал руководитель Росрегистрации по Москве Сергей Денисенко (это ведомство предоставляет налоговикам информацию обо всех сделках с недвижимостью). “У нас есть собственники пяти квартир. Уместно предположить, что они не живут во всех одновременно, а получают с них доход. И при этом не платят ни копейки налогов”, – возмущался он.

В столице сдается в аренду около 100 000 квартир, считает руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко. При минимальной стоимости месячной аренды $600 собранные со всех квартир налоги принесут государству за год $94 млн. А при средней цене в $750–900 доходы столичного бюджета могли бы составить $117–140 млн.

“Это крик души налоговиков”, – считает первый вице-президент “Бест-Недвижимости” Михаил Гороховский. Они поняли, что бегать за каждым неэффективно, и перешли к методам массового воздействия, говорит партнер Tax Advisor Дмитрий Костальгин. По словам экс-замминистра по налогам и сборам Дмитрия Черника, чтобы уличить только одного арендодателя, у нескольких инспекторов уйдет не меньше месяца. Учитывая среднюю стоимость найма жилья в Москве в $750–900, инспектор за месяц заработает для государства около $100, подсчитал Репченко.

Работа с бдительными гражданами может принести свои плоды, считает директор департамента “МЦФЭР-консалтинг”, бывший руководитель московской инспекции № 27 Алексей Лобанов. “Когда я работал [на госслужбе], в день приходило не менее трех писем”, – вспоминает он. По случаям жалоб проводились проверки, и большая часть информации была достоверной.

Но ни квартиросъемщики, ни квартиросдатчики налоговиков не боятся. “Всегда можно сказать, что это родственники живут, а с них я денег не беру”, – говорит один из сотрудников “Ведомостей”, сдающий двушку на северо-востоке столицы. Без разрешения суда милиционеры не имеют права приходить в квартиру, да им еще и через две двери, запирающиеся на ключ, как-то надо пробраться, отмечает сотрудник банка Андрей, который сдает квартиру на юго-западе. Сам он давно собирается заплатить налоги: “Для меня эти 13% не принципиальны, это больше вопрос финансовой чистоплотности, но заниматься этим, в очередях стоять неохота”. К трем сотрудникам “Ведомостей” милиционеры уже приходили, но успехом эти мероприятия не увенчались: сначала они рассказывали про родственные отношения с хозяевами, а во второй раз просто не открывали дверь. “Единственным последствием было то, что меня не подключили к Интернету, – просто моим соседом был председатель ТСЖ, который, собственно, милицию и позвал”, – рассказывает один из них.

Декларацию нужно заполнять ежеквартально: у неподготовленного человека это займет пару часов, у юриста это будет стоить $50, говорит Костальгин. По мнению Гороховского, одни угрозы ничему не помогут. Нужно стимулировать съемщиков сообщать в налоговую, а для этого разрешать им вычитать расходы на аренду из налогооблагаемой базы. А еще проще искать арендодателей налоговикам будет, если они подпишутся на услуги агентств недвижимости, которые собирают информацию о сдаваемых квартирах, предлагает он.