Меньше архитектуры


Порядковый номер “Арх Москвы” этого года – 12-й. Выставка, как и сама Москва, за 12 лет все время менялась. Наш город второе десятилетие не перестает быть большой стройплощадкой, и жить в нем трудно, потому как перманентное строительство и непрекращающийся ремонт комфорта жителям не приносят. То, что хорошо для бизнеса и архитекторов, людям не всегда нравится.

Главный сюрприз нынешней “Арх Москвы” – закрытый временной стеной вход в ЦДХ. Эту ложную стену в стиле сурового советского модернизма самого здания соорудило бюро “Проект Меганом”. Его архитекторы были признаны лучшими по итогам прошлого года, и за это им полагалась бесплатная площадь под персональную выставку. Куратор нынешней “Арх Москвы” – главный редактор журнала “Проект Россия” Барт Голдхорн предложил “Меганому” временно застроить главный вход. Что создало интригу и неудобства. Вход оказался перенесенным на набережную Москвы-реки, и это позволило старому зданию раскрыться по-новому, а выставке – выйти на набережную и во внутренний двор. Но, как и всякая перестройка, нарушающая привычный порядок, эксперимент с входом дезориентировал посетителей, что вызвало понятное раздражение.

Как всегда, “Проект Меганом” выстроил изысканную экспозицию, центром которой стал восковой макет горнолыжной деревни в Красной Поляне, и показал еще несколько своих новых работ – хорошую, высококачественную коммерческую архитектуру, представленную в изысканных макетах из тонкой стали.

Собственно под архитектуру на нынешней “Арх Москве” была выделена только четверть площадей, остальное досталось интересным дизайн-бюро, производителям осветительных приборов и прессе. И раньше коммерческая часть на “Арх Москве” была, но оставляла место для некоммерческих проектов и экспозиций зарубежных звезд, так что на выставке создавалась атмосфера, в которой было естественно думать о будущем архитектуры, новых тенденциях и направлениях. В этот раз некоммерческая программа почти полностью была сослана за пределы ЦДХ, отчего основная площадка стала местом встречи заказчика с застройщиком.

Только на первом этаже в традиционном разделе “Арх Каталог” есть на что посмотреть заинтересованному в архитектуре, а не в заказах зрителю. В этом году “Арх Москва”, как написал Барт Голдхорн в кураторском манифесте, “фокусируется не на архитектурном объекте, а на его неудачливом спутнике – городском пространстве”. Поэтому на стендах одинаковые картинки висели парами – вид местности до вмешательства архитектора и вид с его постройкой. Как ни странно, первый вид нравился больше. Не потому, что на втором архитектура была плохая. Она была хорошая, но не настолько, чтобы не пожалеть об исчезнувшем пустыре или неказистом, но привычном старом здании. Так показалось и архитектору Евгению Ассу. Исключением тут оказался проект Бориса Бернаскони, предлагающий встроить памятник Петру I в небоскреб, который станет для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей – смотровой площадкой и местом проведения досуга. Но одной хорошей смелой идеи на всю выставку мало.

“Арх Москва” сменила формат, здесь, как и в Москве, качество коммерческой архитектуры выросло, но места для архитектуры творческой не осталось. Нечего, конечно, на выставку пенять, коли за деньгами сила, но все-таки жаль, что “Арх Москва” перестала быть культурным событием.