Недетский вопрос


Трудно представить, чтобы у современного ребенка в кармане не было денег. У кого-то их больше, у кого-то меньше. У одних “свои” деньги появляются раньше, у других позднее.

Но профессор кафедры возрастной психологии МГППУ Вера Абраменкова утверждает, что дети начинают воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6–7 годам, до этого они предпочитают натуральный обмен, например одной игрушки на другую. Так что до школы давать деньги среднестатистическому ребенку вообще не стоит.

По мнению психологов и педагогов, родительский тезис о том, что карманные деньги ребенку не нужны, приемлем только до 12 лет. Детям более старшего возраста “свои деньги” помогают подготовиться к взрослой жизни, научиться управлять своими желаниями, полагает Абраменкова.

На всякий случай

Конечно, идеальных рекомендаций относительно суммы, которую нужно давать ребенку на карманные расходы, не существует. У семей разное материальное положение, различное отношение к деньгам, и потому карманные суммы, которые одним родителям кажутся естественными, другими могут восприниматься как неразумные.

Тем не менее карманных денег школьнику должно хватать на самое необходимое: транспорт, еду вне дома, главным образом лакомства, развлечения (кино, компьютерные игры) и т. п. Ребенок непременно должен чувствовать себя полноценным членом школьного сообщества, что само по себе для него крайне важно, считает Абраменкова.

Генеральный директор компании “Т-Платформы” Всеволод Опанасенко выдает 13-летнему сыну строго оговоренные суммы – на проездной, телефон и т. д. “Расходы на телефон приходится контролировать, – рассказывает он. – Если по распечатке счета видно, что ребенок во время учебы активно отсылает sms, это повод для серьезного разговора”. На его взгляд, на карманные расходы ребенку должно хватать суммы до 2000 руб. в месяц.

Галина Савина, генеральный директор агентства Rose Creative Strategies, считает, что у ее ребенка также должны быть и деньги на непредвиденные расходы: это могут быть и 30, и 500, и 1000 руб., если ребенок едет на экскурсию с классом. “Конечно, потом я попрошу его рассказать, как он потратил деньги, сколько осталось, чтобы он знал, что нельзя тратить их бесконтрольно”, – говорит она.

Нередко дети получают и “побочный доход” – например, в праздники в качестве подарка от родственников. В итоге в кармане оказываются суммы, значительно превышающие текущие потребности. Родственники часто дарят деньги со словами: “Купи себе, что хочешь”.

В то же время многие родители небезосновательно опасаются крупных сумм в детских карманах. Опанасенко, к примеру, предпочитает покупать сыну все, что тот просит, а не выдавать ему лишние деньги. Он не хочет полагаться на то, что ребенок сам научится разумно расходовать деньги, если снабжать его средствами в достаточном количестве. Выяснить, что хочется иметь ребенку, обсудить и сделать покупку вдвоем вместо дополнительного финансирования предпочитает и председатель совета директоров “Юниаструм Банка” Георгий Писков.

Но какой бы подход к финансированию своего чада ни выбрали родители, они должны помнить, что деньги формируют потребности и им необходимо следить за тем, какие именно потребности они создают у ребенка, подчеркивает психолог центра “Психолог и Я” Наталья Князева.

Психологи советуют устанавливать размер карманных денег в рамках планирования всего семейного бюджета. Очень хорошо, если в “бюджетном процессе” будет участвовать и ребенок.

По труду

Некоторые подростки считают, что родители просто должны утром оставлять деньги на кухонном столе и не интересоваться их дальнейшей судьбой. Действительно случается, что занятые родители так и поступают.

Однако большинство взрослых отказываются выдавать дополнительные средства детям “ни за что”, а считают, что деньги должны тем или иным способом зарабатываться. Например, 11-летняя дочь гендиректора УК “Альфа-Капитал” Михаила Хабарова получает карманные деньги в зависимости от оценок. Пятерка стоит вдвое дороже четверки, тройки не оплачиваются, а двойки штрафуются “на половину накопленного капитала”.

“Мне кажется, ребенку было бы полезно поработать в какой-нибудь крупной корпорации, например “Макдоналдсе”. Это помогло бы ему понять не только бизнес-процессы – “то, как зарабатываются деньги”, но и узнать “стоимость денег”, рассуждает Хабаров.

По словам Абраменковой, такой подход характерен для западного воспитания, в России же принято помогать детям до пенсии, что иногда лишает тех мотивации к собственным заработкам. Она напоминает, что даже Билл Гейтс решил оставить своим детям очень небольшую часть своего состояния в качестве стартового капитала.

Доверяй и проверяй

Одни родители, как, например, Хабаров, рассуждают так: если мы играем во взрослую жизнь, то играем до конца – и потому ребенок волен тратить свои сбережения на что угодно.

Другие же считают обязательным выяснять, на что были потрачены выданные ребенку деньги. Для этого родителям и детям нужно вести постоянный диалог, который вместе с тем не должен носить назидательного характера, советуют психологи.

“Ребенок должен привыкать к мысли, что деньги – это важный аспект нашей жизни, их надо считать, учитывать и разумно распоряжаться ими”, – мотивирует свою позицию Писков.

“В любом возрасте ребенок должен понимать, что деньги – это в первую очередь труд родителей и к ним следует уважительно относиться”, – добавляет управляющий партнер компании MarksMan Инна Суматохина.

По мнению Абраменковой, подаренные ребенку деньги можно и даже нужно учитывать в общем семейном бюджете. Их можно положить в копилку, чтобы впоследствии сделать какую-то крупную покупку.

“Мой 11-летний сын, получая дополнительную сумму, сразу начинает просить отвести его в магазин, чтобы потратить все на себя. Я же стараюсь направить его энергию в разумное русло, предлагая частично потратить деньги и на семейные нужды”, – рассказывает о маленьких родительских хитростях Савина. “Ребенок должен научиться делиться деньгами, не замыкая все траты лишь на себя. Пусть это даже мелкие покупки, например шоколадка маме, пусть это будет его маленький вклад в семейный бюджет”, – считает она.

Суматохина уверена, что суммы, которые она будет давать дочке в будущем (сейчас девочке всего пять лет), будут соответствовать ее потребностям. А вот в вопросах контроля за расходами она категорична: “Здесь важно, как и в любых других отношениях, доверие, чеки требовать не буду”.

Такую позицию отчасти одобряют и психологи. По мнению Абраменковой, необходимо доверять своим детям, не допуская мелочных придирок. “Родители должны быть в курсе того, как ребенок расходует деньги, это позволит избежать возможных неприятных ситуаций, например покупки сигарет. Не исключены и криминальные варианты, когда кто-то постоянно отнимает у ребенка карманные деньги или когда он оказывается втянут в какие-нибудь аферы, в результате которых “попадает на счетчик”, – рассказывает Абраменкова.

Если речь идет, скажем, о сборе денег на вечеринку или поход и если ребенку не больше 14 лет, не помешает созвониться с родителями других участников мероприятия, чтобы выяснить подробности и размер выдаваемых сумм, полагает Опанасенко.

“У меня трое детей, 12, 17 и 19 лет, – рассказывает директор по продажам и маркетингу компании “Амтел-Фредештайн” Василий Игнатьев. – К детским расходам мы подходим максимально демократично. В общем доступе имеется шкатулка, в которой постоянно лежат 5000–10 000 руб. Дети сами берут оттуда столько денег, сколько им нужно, но потом сообщают мне, сколько взяли и с какой целью”.

“Я лично никогда особо детей не ограничивал ни в карманных деньгах, ни в разумных покупках: компьютерах, игровых устройствах, одежде. Но они никогда и не злоупотребляли бюджетом”, – говорит генеральный директор “Oracle СНГ” Борис Щербаков.

Доверительные отношения между детьми и родителями в денежных вопросах очень важны, поскольку помогают воспитывать в подрастающем поколении самостоятельность в принятии финансовых решений и укрепляют семью, уверяют психологи.